COVID-19: как издатели занимают детей и подростков
Новости о COVID-19 для детей и подростков: ответьте на сложные вопросы и не напугайте их до смерти, позвольте детям участвовать и дайте возможность проявить себя, советует доктор Эрелин Абар МкМэин.
Доктор МкМэйн – эксперт международного уровня по вопросам молодежи и медиа и руководитель премии Global Youth & News Media Prize. Она также работает с некоторыми организациями и ЮНЕСКО по вопросам медиа и информационной грамотности.
Обзор подготовлен Всемирной газетной ассоциацией WAN-IFRA.
Франсуа Дюфур, который ведет детский ежедневник PlayBac во Франции, а также его коллеги по всему миру видят особую проблему в освещении вируса COVID-19.
«Когда дети слушают взрослые СМИ, – говорит Дюфур, – они ничего не понимают, потому что еще не говорят на том же языке».
Редакторы детских новостей по всей планете вновь сконцентрировали свои усилия на правильной подаче новостей в соответствующем контексте. Помимо тщательно продуманных репортажей, они используют юмор, позволяют детям проявить активность и самим рассказать историю, а также убирают платный доступ, как и их коллеги, пишущие для взрослых.
«Мы верим, что вся информация, которая сейчас выливается на них и на нас, становится в чем-то токсичной. Мы справляемся с этой проблемой с помощью оптимистичного, а иногда и смешного подхода» – передает Ламия Аль Расси, генеральный менеджер в Planet News, Ливан. Компания издает газету KelYom на французском для детей и YomYom, мультимедиа сервис на французском и арабском для подростков.
Освещение новостей о коронавирусе начинается с того, что дети действительно хотят знать.
«Мы стали освещать COVID-19 в The Week Junior с самого начала эпидемии в Ухани, – передает редактор British Weekly Анна Басси. – Мы как всегда подаем новости в спокойной и сбалансированной манере, чтобы объяснить, что это такое и как оно развивается».
Разъяснения были опубликованы в газете (70 тысяч экземпляров). Кратко ответы на вопросы читателей также появились онлайн.
Байард Дженесс во Франции превратила специальную телефонную линию, по которой раньше сообщали шутки, в коммуникационный центр по вопросам вируса.
«Здесь дети могут задать вопросы, дать друг другу совет и поделиться тем, что они думают об этой ситуации, – говорит Корин Вормс, директор развития бренда в подразделении. – Журналисты отвечают на вопросы».
Росс Кахн – редактор в News-O-Matic, ежедневной цифровой газете для детей в США. Издание выпускает версии для аудитории с разным уровнем владения английским и испанским языков, а также имеет сервисы на французском и арабском. Он настоятельно призывает читателей присылать вопросы и фотографии (иногда приходит более тысячи сообщений в день).
«Мы отвечаем на десятки вопросов детей о COVID-19 каждый день, – говорит он. – Мы слышим их опасения и следим, чтобы они знали, что у них тоже есть голос. Я думаю, это дает детям понять, что мы поможем им пережить эти страшные времена. И поэтому они продолжают к нам возвращаться».
«Я думаю, что редакторы взрослых новостей могут также учиться на нашем опыте, – говорит Кахн. – Прислушивайтесь к своим читателям. Сделайте так, чтобы информация в это время шла не только в одном направлении».
Редакторы также делают юмор свой главной стратегией.
«Мы знаем, что подростки очень хорошо отвечают на юмор, – передает Серена Луо, редактор школьного отдела при The Straits Times в Сингапуре. – Мы понимаем, что они ненавидят, когда взрослые говорят свысока или выставляют их тупыми. Мы не хотим, чтобы подростки думали: “О, еще больше пропаганды.” Юмор всегда помогает растопить лед».
Например, вместо простого списка действий для борьбы с распространением вируса, команда The Straits Times сделала из информации про вирус игру, которая призывает пользователей сделать выбор, чтобы пройти дальше. На другой странице - три бутылки отбеливателя, которые «сплетничают о вирусе и обсуждают как глупо считать хлор лекарством».
В США редактор National Public Radio Малака Гхариб нарисовала комикс о бедности, общественном развитии и здоровье, который она выпустила в рубрике «Goats and Soda» 28 февраля. Комикс не без хитростей рассказывает о базовых вещах. Например, в нем объясняется, что означают «легкие» симптомы, используя отсылки к сальсе. Отмечается, что ковыряние в носу может быть потенциальной проблемой. Комикс можно скачать, напечатать и сложить в виде книжки (инструкции: в этом и этом видео). Также была опубликована версия на китайском
Реакция со всего мира была незамедлительной. Вскоре автор сообщила о переводах комикса на арабский, финский, индонезийский, немецкий, итальянский и шрифт Брайля, создании видео-версии и даже закладок для книг.
С 2013 программа «Один День – Один Вопрос» (Milan Press и France Télévisions) отвечает на вопросы юных телезрителей 90-секундными анимациями. Вопросы бывают серьезные, например, что такое терроризм. В ответе смешиваются факты, анимация. музыка и повествование автора. Темы про коронавирус включают фейк-ньюс, вакцины, карантин, дискриминацию и сам вирус.
Похожим образом ежедневник Playbac обычно включает в свои издания немного вызывающие зарисовки, чтобы смягчить общий тон тревожных новостей. Например, комикс о землетрясении в Италии во время прироста инфицированных вирусом показывает трясущуюся статую на городской площади и мужчину, который говорит: «Ой, кажется нашу статую лихорадит».
Некоторые медиа отдают работу по освещению вируса в детские руки.
Датский еженедельник Børneavisen (JP/Politiken) послал одного из своих юных репортеров на государственный пресс-брифинг. Она была единственным ребенком в зале.
«Мы верим, что важно дать возможность детям задавать собственные вопросы, – говорит редактор Луиза Абильдгаард Грен, – потому что им нужны ответы как и взрослым – возможно даже больше, ведь доступ к информации, которую они понимают, очень ограничен».
The Public Broadcasting System (PBS) NewsHour Student Reporting Labs организовала конкурс по созданию контента для школьников. Ученики снимают короткие зарисовки (1-3 минуты) «быстрый взгляд» на тему опыта их жизни в карантине. Другая категория – расширенный репортаж о чей-то истории, меме или социальной ситуации, которая связана с дезинформацией.
«Конечно, никто из нас не знает, что происходит на самом деле, и все это очень обескураживает, – рассказывает учителям на вебинаре по проектам основатель программы Лиа Клэпман, – но мы надеемся, что это даст ученикам чувство некого контроля над ситуацией и способность менять свою точку зрения об этой эпидемии».
Программа «Молодой репортер» от The British Broadcasting Corp (BBC) планирует что-то похожее, согласно Джоси Вергезе, которая ведет проект.
«Мы обсуждаем с группой молодых людей подготовку ''голосовых записок'' об их уникальном опыте во время этого периода», – говорит она.
По общенациональной инициативе NewsBrands Ирландия, которая представляет ирландских издателей, продлила конкурс студенческой журналистики Press Pass. Ученики публикуют мнения или истории про последствия коронавируса: позитивные и негативные результаты, этические проблемы и весь спектр, связанный с новостной дезинформацией.
Южно-Африканская Children’s Radio Foundation готовит молодых радиожурналистов по всей стране и видит результаты от тренингов по WhatsApp, которые они проводили в 2017 году: подростков учили пересылать голосовые сообщения, тексты, видео, документы и фото.
«Наши молодые репортеры, особенно в Южной Африке и Кот-д’Ивуаре, используют WhatsApp, чтобы собирать голосовые заметки о COVID-19 у своих коллег и значимых людей в их сообществах. С помощью этого они поддерживают трансляцию радиопередач», – говорит Клеменце Петит-Перрот, директор по обучению и инновациям.
Усиление голоса молодежи дает еще одно преимущество.
«Согласно экспертам, молодые и предположительно здоровые люди должны соблюдать общие правила, потому что они бессознательно могут заразить более уязвимых людей, – говорит Эшли Элис, помощник по развитию в южно-африканской организации. – Поэтому, когда молодые люди слышат это от сверстников, с кем они "на одной волне", сообщение начинает резонировать».
The New York Times Learning Network предпринимает схожие усилия с помощью рубрики «Письменные работы», нацеленной на создание мини-репортажей по новостным темам. В рубрику поступило гораздо больше заявок, когда издательство попросило подростков написать, как коронавирус перевернул их жизни. Представители почти ста новых школ из нескольких стран прислали свои материалы. Похожие рубрики фокусируются на новостной фотографии и инфографике.
Бразильская Jorca, детское печатное издание с 30 000 подписчиков, выпустило краткие сообщения от детей из двенадцати стран о том, что они думают по поводу вируса. Следующая публикация будет посвящена историям о детских занятиях на карантине.
«Мы надеемся, что так они смогут вдохновить друг друга», – передает главный редактор Мария Каролина Криштиани.
Французский журнал Phosphore, принадлежащий компании Bayard, попросил своего бывшего интерна-подростка вести ежедневный дневник карантина.
«Это новый и важный момент для нашей аудитории, – говорит редактор, Дэвид Гройсон. – Они проводят со своими родителями 24 часа в сутки, учатся использовать Скайп и платформы дистанционного обучения, не видят своих друзей. Мы очень рады, потому что "дневник карантина" действительно вдохновляет, и мы каждый день получаем письма и сообщения от других молодых людей, которые делятся своими мыслями. Некоторые учителя делают репост дневника и просят своих студентов начать писать свой».
Ливанская Planet News планирует показывать опыт нескольких подростков в ситуации карантина и просит читателей делиться своим.
У новостных ресурсов для детей есть традиция обсуждать инфлюенсеров, учителей и родителей. Сейчас такие медиа выходят на первый план, чтобы помочь детям, которые больше не могут ходить в школу: новостные ресурсы усиливают поддержку и делают материалы открытыми. Аудитория реагирует.
Во Франции PlayBac Presse, которая владеет тремя детскими печатными изданиями, предлагает бесплатный доступ к PDF-файлам всех их ежедневников на время официального государственного карантина. 50 тысяч людей, что составляет половину от их базы платных подписчиков, подписались на сервис менее чем за десять дней.
Бразильская Joca сделало бесплатным весь их онлайн-контент и последний печатный выпуск, который целиком посвящен вирусу. «Мы получили отличные отзывы», – говорит Криштиани.
В США цифровой сервис интерактивных новостей News-O-Matic предлагает бесплатную подписку учителям, родителям и детям до 30 июня. «Я думаю, что это самая крутая вещь, которую мы сделали, – говорит Кахн, – сделать наш контент доступным для детей во время, когда им нужна безопасная, подходящая для возраста информация про вирус и материалы для чтения на дому».
The New York Times Learning Network всегда была бесплатной, но сейчас редакция наращивает свои еженедельные программы, которые обычно включают две дюжины ресурсов для учителей.
Сеть уже провела два вебинара и планирует еще три, рассказывает редактор Майкл Гончар. Это вдобавок к руководству для учителей, заинтересованных в использовании The Learning Network для дистанционного обучения и другой программе для студентов, обучающихся техникам аргументированного письма.
Когда школы перестали работать, инициатива по грамотности NewsWise от The Guardian Foundation, National Literacy Trust и PSHE Association спешно улучшила свою онлайн-программу «NewsWise for Families», предлагающую доступ к проверенным источникам британских новостей для детей.
«Есть риск, что дети будут перегружены новостями, разговорами и заголовками, которые они видят вокруг себя, – говорит директор Анжи Питт. – Наша общая обязанность - поддержать благополучие детей и их образование в это критическое время. Сайт предлагает ряд мероприятий для помощи всем, особенно детям, в управлении своими эмоциями, распознавании фейковых новостей и создании своих позитивных репортажей».
Planet News в Ливане на своем сайте для подростков сделали видео (на французском) о том, как ограничительные меры помогают Земле «дышать».
А иногда цель – просто поднять настроение.
Французский Bayard Jeunesse сделали бесплатным доступ к материалам «одно занятие в день» на базе своих детских проектов. В течение нескольких дней бесплатный подкаст с историями от детей набрал 700 000 просмотров. Для старших учеников они рекомендуют 59 интересных образовательных YouTube-каналов, которые также проводят онлайн-семинары (например, про расизм – серьезную тему в школах страны).
В Японии издание Yomiuri Shimbun Kodomo, аудитория которого насчитывает 190 000 детей, попросило своих запертых дома читателей смастерить или написать что-то и прислать результат в редакцию.
«Мы уже получили много потрясающих поделок, например, сложные пластиковые модели, рецепты, по которым дети готовят для своей семьи, и т.д.,» делится журналист Акико Есинага. «Мы были потрясены их креативностью и энтузиазмом».
Редакторы детских и подростковых газет с оптимизмом глядят на выдержку своих юных читателей.
Как говорит Кхан из News-O-Matic: «Я думаю, что детям легче адаптироваться, чем взрослым. Конечно, некоторые из них очень обеспокоены. Но многие показывают, что готовы справляться с новыми трудностями в своей жизни».
Дополнительно о том, как редакторы работают над новостями для детей и подростков в 21 веке, говорится в материале The New News for Kids , шестом из семи репортажей автора, созданных для WAN-IFRA и The American Press Institute в 2017.
Эрелин Абар МкМэин
UPD: что произошло с момента публикаций?
Франция
Расположенная в восточной Франции редакция Journal des Enfants почувствовала на себе последствия вируса COVID-19. Двое из четырех сотрудников редакции заболели в Эльзасе, регионе, на который приходится треть заболевших от общего числа инфицированных в стране.
«Отец нашего ассистента находится в критическом состоянии, – передает журналист Кэролин Гартнер. – Редакторской команде теперь приходится работать из дома».
Вдобавок к обширному образовательному контенту о вирусе JDE также публикует еженедельные репортажи о семье с четырьмя детьми, которые оказались заперты в своем доме.
Как и их коллеги по всему миру, JDE убрали платный доступ со своего сайта.
«Это была самая важная вещь которую мы сделали, – говорит Гартнер, – это гражданская инициатива: дать как можно большему числу людей доступ к JDE из дома». Эта идея получила существенную поддержку в социальных сетях и школах страны.
«Мы также получаем большое количество сообщений от детей», – говорит она.
Последние обложки посвящены (слева направо): ответам на вопросы детей, деятельности сотрудников здравоохранения, работе местного зоопарка.
Соединенные Штаты Америки
New York Times Learning Network
Ученики рассказали, как, на их взгляд, люди помогают друг другу.
Сеть использовала знаменитый график «Сгладь кривую» о последствиях коронавируса для системы здравоохранения. Формат, выбранный изданием, заставил учеников подумать над тем, что описывает график. Более тысячи учеников прокомментировали статью.
PBS NewsHour Student Writing Labs
В этой истории от 1 апреля студенты рассказывают о том, как изменилась их жизнь в условиях карантина.
Некоторые из этих интервью стали частью истории в Инстаграме на официальном аккаунте PBS NewsHour шоу и собрали 10 000 просмотров за 12 часов.
Интервью были созданы учениками, которые использовали новую учебную программу от PBS NewsHour Student Reporting Labs: «Разбираемся в коронавирусе с помощью повествования и создания медиа». Публикация предлагает три варианта работы с необходимыми этапами для исследования влияния коронавируса на людей, семьи и сообщества.
ИНДИЯ
The Times of India уже долго работает со школьниками, в основном с помощью специальных изданий для школ, тренингов для учителей и веб-сайта toistudent.com. Функция, позволяющая ученикам рассказать о своей жизни в карантине, спровоцировала прирост комментариев на 60% с начала общего карантина.
Активность на их странице в Facebook в среднем выросла на 70% с начала карантина. Самым популярным стал репортаж в прямом эфире, который собрал 2 000 лайков только за 31 марта, и набрал 20 000 просмотров на сайте The Times of India.
31 марта компания также запустила издание в WhatsApp, и оно уже набирает популярность среди пользователей.