EN

АНРИ поддержал изменения в законодательстве об «иноагентах»

Во второй половине февраля Госдума рассмотрит поправки к законодательству об «иноагентах», предложенные партией «Новые люди». Кроме того, весной Госдума рассмотрит приоритетный законопроект партии «Справедливая Россия – За правду».

Альянс независимых региональных издателей (АНРИ) подготовил отзыв на проект федерального закона партии «Новые люди», который участники экспертной дискуссии сочли наиболее актуальным.


Отзыв АНРИ на проект федерального закона

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации в части уточнения процедуры признания физических и юридических лиц иностранными агентами и порядка предоставления отчетности»

Ассоциация «Альянс независимых региональных издателей» (АНРИ) объединяет более 50 негосударственных медиа, как имеющих регистрацию СМИ, так и работающих вне этого статуса.

По поводу печальной новации 2021 года – объявлять «иноагентами» СМИ и отдельных журналистов – мы обращались напрямую в профильные министерства, в Госдуму РФ, в Правительство РФ и к Президенту РФ.

Очевиден негативный контекст, связанный со статусом «иноагента». Это «черная метка» для СМИ в глазах партнеров, рекламодателей и чиновников.

Местная власть и без того зачастую создает вокруг негосударственных медиа ситуацию неравной конкуренции, давая понять предпринимателям и госструктурам, что размещение рекламных и иных бюджетов в «неудобном» чиновникам издании чревато проблемами. Получение же статуса «иноагента» ведет к прямому экономическому удушению независимых региональных СМИ.

Непрозрачность процедуры и размытые критерии решения о внесении в реестр «иноагентов», очевидно, может служить инструментом борьбы с неудобными властям изданиями и журналистами, а также – инструментом устранения конкурентов.

Законодательство об «иноагентах» наносит существенный вред общественной атмосфере, угрожает бизнесу и противоречит принципам права. Исходя из интересов общества, его следует отменить, а пока этого не произошло – тщательно переработать, приведя в соответствие с конституционными и правовыми нормами, с практиками медиабизнеса.

Это снизит риски, которые крайне высоки сегодня для всех негосударственных СМИ.

АНРИ поддерживает пакет поправок, предложенных фракцией «Новые люди» и считает необходимым:

Ввести понятие иностранного принципала, в интересах которого действуют СМИ.

Ввести четкий порог иностранного финансирования в адекватном размере. Предложенные фракцией 30% от оборотных средств, как минимум, выглядят рациональным решением, но, как максимум, могут быть увеличены до 50%.

Признаком иностранного финансирования СМИ считать только прямые денежные поступления по ранее заключенным договорам на счета организации, не связанные напрямую с результатом ее текущей деятельностью.

Что имеется ввиду? Сегодня региональные издания активно развивают  платные сервисы, подписки, монетизируют YouTube и другие платформы.  Но правоприменительная практика такова, что подписка на издание даже одного читателя из-за пределов РФ, может привести к получению статуса «иноагента».

Как известно, ряд государственных СМИ были освобождены от ответственности за платную иностранную подписку. Это исключение должно стать правилом для всех участников рынка медиа. Мы считаем, что продажа СМИ своего контента, в том числе и рекламного – если он не изготовлен по спецзаказу зарубежных принципалов – не должна считаться иностранным финансированием. Это собственный заработок СМИ.

Внести уточнения в понятие «иное имущество», уравненное в законе с денежными инвестициями.   

Что может означать для СМИ сегодня это самое «иное имущество» без учета нюансов?

Например, АНРИ является членом Всемирной газетной и новостной ассоциации, это крупнейшее профессиональное объединение, представляющее более 18 тысяч печатных, 15 тысяч интернет-изданий из более, чем 120 стран мира.  Мы получаем доступ к площадкам обмена опытом и образовательным программам WAN-IFRA, в том числе на бесплатной основе. В период до пандемии региональные издатели посещали Всемирные газетные конгрессы, проезд частично компенсировался из партнерских программ WAN-IFRA. Формально и это можно счесть «иностранным финансированием».

Считаем, что профессиональная деятельность, в том числе участие в обучающих программах международных организаций, профессиональные международные конкурсы и получаемые на них призы, обмен опытом с коллегами, в том числе в виде служебных командировок за счет приглашающей стороны – все то, что помогает российским СМИ расти профессионально – не должно рассматриваться как «иностранное финансирование» в принципе.

АНРИ выступает за скорейшую передачу решения о внесения в реестр «иноагентов» суду – это сделает процедуру более прозрачной и, надеемся, доказательной.

Надо избавиться от обобщенного образа «коварного Запада», который сегодня формирует законодательство. Четко указывать конкретного «принципала» – правительство или организацию, заинтересованную в услугах «иностранного агента» – и доказывать, в чем именно надзорные органы усмотрели попытку вмешаться в политический процесс в интересах «принципала», доказать связь между финансированием и конкретными деяниями (публикациями, акциями и т.п.).

Разумеется, такие отношения должны быть подкреплены юридически оформленными договорами, фиксирующими все условия соглашений между «принципалами» и «агентами».

Законодательно необходимо развести понятия «политическая деятельность» и «информирование». Иначе любая критическая публикация в СМИ может толковаться как «политика».

Важна такая мера предварительного реагирования, как предупреждение. Но необходимо прописать механизм коррекции, как именно использовать возможность досудебного решения? Через расторжение договоров, в которых усмотрели проявление деятельности в интересах принципалов, возврат уже полученных средств или что-то иное? Но тогда, возможно, трех месяцев будет недостаточно для этого, и срок желательно увеличить до полугода.

Считаем, что необходимо четко прописать критерии исключения из реестра иноагентов. Какие требования и в какой срок должны быть выполнены для исключения организации или физлица из реестра? Полагаем, таким критерием может быть полное отсутствие иностранного финансирования, либо его соответствие норме допустимого порога иностранного финансирования в течение года.

Оптимальный вариант: через год, без повторного судебного решения о продлении статуса, статус «иноагента» снимается автоматически.

Либо, в крайнем случае, без повторного судебного решения о продлении снимается по заявлению юрлица или физлица включенного в реестр.

Полагаем важным исключить в принципе возможность внесения физлиц в категорию СМИ-«иноагентов».

Отдельно о маркировках. Существующая сегодня практика повсеместного упоминания о статусе «иноагента» выглядит насмешкой над здравым смыслом.

Предлагаем: освободить физлиц, исполняющих функции «иностранного агента», от обязанности маркировать свои публичные сообщения (в том числе в социальных сетях), за исключением публикаций в СМИ.

Размещать информацию о статусе «иностранного агента» только в выходных данных СМИ по аналогии с другой информацией, которую СМИ обязаны публично размещать в этом блоке.

Освободить от ответственности СМИ за распространение материалов «иностранного агента» без маркировки, за исключением дословной публикации сообщения «иностранного агента» целиком.

Президент АНРИ  Липницкий А.С.

Исполнительный директор АНРИ  Лапенков С.В.