EN

«Вырезать раковую опухоль»: эксперты обсудили реформу законодательства об «иноагентах»

Юристы, общественники, журналисты и депутаты обсудили законодательство об «иноагентах» и поправки, которые должны снизить текущие риски. Эксперты сошлись во мнении, что существующие положения являются дискриминационными и должны быть отменены, а также предложили ряд возможных поправок.

Экспертное обсуждение состоялось на круглом столе, организованном Советом по правам человека при информационной поддержке Альянса независимых региональных издателей (АНРИ). АНРИ публикует тезисы выступлений:

Александр Шишлов, руководитель фракции «Яблоко» в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, выступил за полную отмену статуса «иноагента».

Мы предлагаем исключить положение об «иноагентах» из российского законодательства. Расцениваем его как дискриминационное. Это положение, как раковая опухоль, распространилось в российском законодательстве и уже затрагивает несколько десятков законов.

Законопроект фракции «Яблоко» Заксобрания Санкт-Петербурга, доступен по ссылке.

Марина Шишкина, вице-спикер Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, предложила выбрать компромиссный путь и сосредоточиться на поправках к законодательству.

Наверное, было бы хорошо, если бы такого закона не было. Мы постарались быть реалистами и подготовили поправки:

  • Присваивать статус «иноагента» только по решению суда после предварительного уведомления.
  • СМИ должны получить возможность досудебного опровержения данных о получении иностранного финансирования.
  • СМИ могут быть исключены из реестра «иноагентов» в случае, если редакция в течение года не получала вознаграждений из-за рубежа.

Сардана Авксентьева, советник партии «Новые люди», также предложила внести поправки.

Мы предлагаем определить статус «иноагента», передать суду решение о включении в реестр.

Важным пунктом поправок является внесение в закон нового термина – «иностранный принципал». Под иностранным принципалом здесь понимается любые иностранное правительство, иностранная политическая партия, иностранное юридическое лицо, корпорация, организация или объединение лиц, которые созданы в соответствии с законами иностранного государства или международного права и любое иностранное физическое лицо.

Также поправки устанавливают объем иностранного финансирования, необходимый для получения статуса «иноагента», – 30% от оборотных активов.

Российским юрлицам предлагается предоставить три месяца на мотивированный ответ после вынесения предупреждения о нарушении законодательства.

Согласно законопроекту, физические лица, признанные иностранными агентами, не обязаны маркировать сообщения относящихся к частной жизни данного физического лица либо носящих личный характер. Кроме этого, такие физические лица не должны быть обязаны подавать в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций сведения о целях расходования денежных средств менее ста тысячи рублей, которые зачастую имеют бытовой характер.

Законопроект, внесенный в Госдуму депутатами партии «Новые люди», можно прочесть здесь

Григорий Охотин, сооснователь проекта «ОВД-Инфо»*, выступил за полное удаление понятия «иноагент» из российского законодательства – уже из 47 законов, в том числе уголовного кодекса.

Текущий комплекс законодательства, регулирующий деятельность лиц, «выполняющих функции иностранного агента», одновременно не выполняет заявленную законодателем цель повышения прозрачности и подотчетности НКО, общественных объединений, СМИ и, в силу заложенных в законодательстве дискриминационных норм, противоречит российскому законодательству и взятым на себя Россией обязательствам по соблюдению норм международного права.

Сложившаяся за 9 лет правоприменительная практика наносит непоправимый ущерб обществу и интересам государства. Данный законопроект предлагает разрешить сложившуюся правовую коллизию путем изъятия из законодательства соответствующего понятия и приведения всех вытекающих из него законодательных и подзаконных актов в соответствие с российским законодательством и международным правом.

Все акты можно посмотреть здесь.

Николай Новичков, депутат Государственной думы VIII созыва от партии «Справедливая Россия – За правду», отметил, что уже этой весной Госдума рассмотрит предложенные партией поправки.

Основная суть поправок заключается в том, что статус «иноагента» должен присваиваться только через суд. До обращения в суд орган исполнительной власти должен проинформировать лицо / организацию о выявленных фактах значительного иностранного финансирования.

Законопроект, внесенный в Госдуму депутатами партии «Справедливая Россия», доступен по ссылке.

Нюта Федермессер, учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера», член центрального штаба Общероссийского народного фронта, рассказала о пагубном влиянии статуса «иноагента» на деятельность НКО.

Статус «иностранного агента» подрывает доверие к некоммерческому сектору и обрекает множество людей на невозможность получить помощь. Иностранный агент – это, по сути, шпион. Для людей, которые жертвуют деньги НКО и благотворительным организациям, это означает, что они поддерживают иностранных шпионов.

Флер «иноагентства» способствует оттоку квалифицированных кадров из сферы НКО.

С клеймом «иноагента» работать очень трудно – от организации отказываются партнеры – государственные структуры и государственные грантодатели, меньше поддерживают граждане, ограничивается спектр оказываемой помощи – НКО боятся приглашать иностранных специалистов для сотрудничества.

Считаю, что в поправках нужно уточнить критерии политической деятельности. Кроме того, органы власти должны доказывать взаимосвязь между иностранным финансированием и политической деятельностью организации.

Наталья Синдеева, генеральный директор медиахолдинга «Дождь»*, также поддержала полную отмену законодательства об «иноагентах», и призвала сформулировать поправки.

Самое главное – уточнить понятие «иностранного финансирования» и его объем. Кроме того, надзорные органы должны доказывать наличие этого финансирования.

Также необходимо внести положения о внесудебном предупреждении и возможности выхода из реестра.

Софья Гройсман, журналистка, внесенная в реестр «СМИ-иностранных агентов», автор подкаста «Привет, ты иноагент», рассказала экспертам о жизни с этим статусом.

О получении статуса «иноагента» я узнала из новостей – все, что ты видишь, это ФИО в реестре. Почему это произошло, ты должен догадаться самостоятельно, никакого обоснования не предоставляют. Психологически это очень тяжело и унизительно, когда государство, грубо говоря, называет тебя «врагом народа». В течение недели после внесения в реестр, согласно существующим нормам, физлицам нужно открыть юрлицо: внести уставной капитал, завести бухгалтерию. Обслуживание «иноагентства» обходится до 150 тысяч рублей в год.

Очень трудно найти работу: редакторы в открытую говорят, что хотели бы сотрудничать, но «сама понимаешь».

Кроме того, раз в три месяца я должна заполнять отчет о своих тратах (на еду, книги и т.п.) – потому что закон прописан для организаций. Не говоря уже об обязательных дисклеймерах в каждом сообщении.

Непонятно, как можно покинуть этот реестр.

Сергей Лапенков, исполнительный директор АНРИ, отметил, что законодательство об «иноагентах» наносит существенный вред общественной атмосфере и угрожает медиабизнесу.

Для регионального издания получение статуса «иноагента» равно ликвидации: этот статус как черная метка для власти и рекламодателей.

Поэтому АНРИ призывает сформулировать и внести следующие поправки:

  • Ввести четкие критерии размеров иностранного финансирования;
  • Считать признаком иностранного финансирования только прямые денежные поступления на счета организации, не связанные напрямую с ее текущей деятельностью.

Сегодня ряд региональных изданий пробуют развивать платные сервисы, монетизируют YouTube-подписки, и как быть с этим, если, по сути, подписка на издание читателей из-за пределов РФ может привести к получению статуса «иноагента».

  • Разграничить понятие «иное имущество» с денежными инвестициями (например, участие в обучающих программах международных организаций, конкурсы, обмен опытом, поддержание связей с коллегами, в том числе в виде служебных командировок). 
  • Присваивать статус «иноагента» должен суд.
  • Внедрить меру предварительного предупреждения.
  • Законодательство должно четко определить понятия «политической деятельности» и «лоббизма». Иначе любая критическая публикация в СМИ может толковаться, как лоббизм или политика.
  • Журналисты, работающие в СМИ-«иноагенте», не должны признаваться физлицами-«иноагентами». Это нарушение принципа запрета двойного наказания
  • Освободить физлиц, исполняющих функции «иностранного агента», от обязанности маркировать свои публичные сообщения (в том числе в социальных сетях) за исключением публикаций в СМИ.
  • Размещать информацию о статусе «иностранного агента» только в выходных данных СМИ по аналогии с другой информацией, которую СМИ обязаны публично размещать в этом блоке.
  • Освободить от ответственности СМИ за распространение материалов «иностранного агента» без маркировки за исключением дословной публикации сообщения «иностранного агента» целиком.

Участвующие в обсуждении юристы предложили уточнить ряд терминов, используемых в законодательстве об «иноагентах».

Михаил Федотов, доктор юридических наук, обратил внимание на поправки, предложенные партией «Новые люди», и внедрение нового термина – «иностранный принцпипал».

Тем самым в законе установится связь между иностранным источником, который уже фигурирует в законодательстве, и «иноагентом». Но поправки нужно уточнить:

Под иностранным принципалом понимается иностранное государство, его орган или финансируемая им организация, передающая российскому физическому или юридическому лицу деньги или иное имущество для выполнения его поручения, связанное с осуществлением политической деятельности в его интересах на территории РФ.

Когда мы вводим понятие иностранного принципала, необходимо ввести и отвечающее ему понятие иностранного агента.

Соответственно, иностранным агентом будет признаваться юридическое или физическое лицо, осуществляющее на территории РФ по поручению иностранного принципала и за счет получаемых от него денежных средств или иного имущества, политическую деятельность в его интересах.

Также нужно уточнить понятие СМИ-«иноагента». Для этого следует обратиться к нормам существующего закона о СМИ, в котором прописаны понятия «СМИ» и «иностранное СМИ». Соответственно, иностранное СМИ, выполняющее функции иностранного агента – это иностранное СМИ, продукция которого распространяется на территории РФ и которая финансируется иностранным государством, предпринимающим дискриминационные меры по отношению к СМИ, зарегистрированным в РФ.

Екатерина Шульман*, доцент кафедры политических и правовых учений Московской высшей школы социальных и экономических наук, отметила, что реформа законодательства об «иноагентах» не противоречит требованию полной его отмены.

С точки зрения политической деятельности нет никакого противоречия в требованиях отмены [статуса «иноагента»] и продвижении поправок. Для того, чтобы хоть какие-то предложения были услышаны, необходимо присутствие более радикальных требований.

С точки зрения законотворчества сейчас в Госдуме находятся два законопроекта: от «Справедливой России» и «Новых людей». Также есть два поручения президента Владимира Путина сроком до 1 мая: об НКО-иностранных агентах и СМИ-иностранных агентах.

Я обратила бы внимание на предложения Михаила Федотова. Также хотелось бы побороться за уничтожение статуса физлица-«иноагента». Говоря о юридической составляющей, это правовой абсурд: физлицо принуждается к формированию ООО, к коммерческой деятельности и публичному декларированию, сопутствующим расходам.


В заключение эксперты отметили, что инициативной группе предстоит два направления работы: вынесение требований полной отмены законодательства об «иноагентах» и подготовка качественных законодательных инициатив и поправок.

На встрече со СПЧ в декабре 2021 года Владимир Путин обозначил, что регулирование в сфере «иноагентского» законодательства должно обсуждаться с профессиональным сообществом. Организатором серии дискуссий выступила Московская Хельсинкская группа при поддержке Альянса независимых региональных издателей.

*Признаны Минюстом РФ «иноагентами»