EN

Издатели: Рекламные контракты сокращаются на 20%, тиражи – до 50%

Издатели печатной прессы фиксируют резкое снижение спроса в оффлайн-каналах, сообщает «Коммерсантъ».

Газеты уже начинают корректировать объем тиража из-за сократившегося пассажиропотока в метро и отмены авиарейсов, говорит коммерческий директор типографской группы «Прайм принт» Андрей Малахов. Если в крупных городах будет введен чрезвычайный режим, платное и бесплатное распространение газет и журналов почти наверняка остановится, что приведет к приостановке почти всех полиграфических предприятий страны, опасается он.

«Сейчас падение около 15–20%, думаю, у всех. Большинство ожидают сокращение рекламных контрактов минимум на 50%», — говорит гендиректор «Аргументов и фактов», президент Союза предприятий печатной индустрии (СППИ) Руслан Новиков. Сокращение продаж тиражей печатных СМИ сейчас доходит до 40–50%, а до конца года может достигнуть 75%, убытки отрасли от этого могут составить 30–40 млрд руб., оценивает он.

На фоне падения доходов растет стоимость производства печатной продукции, в частности импортной мелованной бумаги. Так, рост себестоимости детских журналов Лев Елин оценивает в 15–17%, так как на бумагу в ней приходится около 80%. «Импортная бумага и полиграфические материалы, а также печать за границей подорожали вместе с курсом доллара и евро примерно на 35%. Бумага российского производства и полиграфические услуги пока не подорожали, но в неформальных беседах уже анонсировано подорожание бумаги с середины апреля минимум на 10%. В дальнейшем рост себестоимости будет также обусловлен снижением тиражей», — говорит Алексей Ильин.

При оптимистичном сценарии падение выручки книжных издательств за 2020 год может составить до 10%, в случае жесткого карантина и закрытия книжных магазинов — 60%, оценивает господин Ильин. Если распространение вируса прекратится в ближайшие несколько месяцев, книжный рынок упадет по итогам года на 10%, согласен Олег Новиков. «Если же мы сможем вернуться к нормальному режиму работы только к осени, то к концу года объемы продаж на рынке могут сократиться на 30%. Большее снижение приведет к коллапсу в отрасли», — добавляет он. Лев Елин ждет падения продаж детских изданий на 30–40%, что может означать потерю 400–500 млн руб. за год.

По мнению господина Елина, для печатной прессы нужно либо обнулить подоходный налог и социальные платежи за 2020 год, либо ввести налоговые каникулы по аналогии со сферами культуры и спорта, «но последнего явно мало, чтобы сохранить рабочие места».

Читайте по теме:

Эксперты обсудили проблемы распространения печатной прессы в России