Будущее региональных СМИ: итоги работы площадки АНРИ на ОГФ-2017
1 декабря 2017Альянс независимых региональных издателей (АНРИ) организовал деловую встречу на Общероссийском гражданском форуме (ОГФ), на которой региональные издатели, журналисты и медиаэксперты обсудили будущее регионального медиарынка в контексте проблемы конкуренции частных и государственных СМИ.
В центре дискуссии стоял вопрос о реформировании рынка региональных медиа. Очевидно, что необходимы единые условия для честной конкуренции разных по форме собственности региональных СМИ. Для этого, в свою очередь, необходим единый подход со стороны государства к региональным медиа, частным и муниципальным, который, с одной стороны, обеспечил бы равные экономические условия для всех участников рынка, с другой, гарантировал бы аудитории сохранение независимых источников общественно значимой информации.
АНРИ публикует тезисы участников дискуссии.
«Состояние рынка печатной прессы вызывает опасения»
Ирина Самохина, гендиректор ИД «Крестьянин» (Ростов-на-Дону):
Согласно данным о состоянии рынка печатных СМИ, с 2014 года критично сократились тиражи (на 42%), объем рекламы в газетах и журналах упал почти в три раза, основой доставщик подписки «Почта России» систематически срывает сроки. Ситуацию усугубляют законодатели, которые только за последний год добавили СМИ два новых обязательства – оплачивать экологический сбор и защищать персональные данные сотрудников и читателей. На этом фоне независимые региональные издательства вынуждены конкурировать в одном пространстве с крупными государственными медиахолдингами, которые привлекают бюджетное финансирование и доставляют прессу бесплатно.
«Государственные медиа перестают эволюционировать по причине отсутствия «враждебной среды». Это делает нас, частные СМИ, сильнее»
Виталий Обедин, заместитель главного редактора газеты «Якутск Вечерний»:
Честная конкуренция между частными и государственными СМИ невозможна уже потому, что государство само и определяет правила рынка – формирует тарифную политику, отменяет льготы на субсидии, утверждает законы и т.д. Однако в существующем неравном положении кроется преимущество: работающие в «тепличных условиях» госСМИ перестают бороться за читателя, а частные СМИ, наоборот, прислушиваются к своей аудитории: насыщают контент, пробуют новые форматы и «фишки», используют основное преимущество печатной прессы – качественную аналитику.
Леонид Никитинский, журналист «Новой газеты»:
Контент действительно может отрегулировать региональный рынок. Медиасообществу нужно развивать трудоемкую журналистику и образовательные программы. Читатели, уставшие от перепечатанных пресс-релизов, всегда выберут издание, в котором живут очерки и расследования. А журналистам, чтобы не потерять хватку, нужно постоянно повышать квалификацию, обмениваться опытом, быть в тонусе.
«Мне как гражданину не нравится, что налоги тратятся на поддержание неэффективных госСМИ»
Рауфа Рахимова, редакционный директор еженедельника «Bonus» и портала Proufu.ru (г. Уфа):
Государственные СМИ в республике нам не конкуренты – аудитория выбирает независимые издания за актуальный контент, рекламодатели ценят нас за тиражи и спрос. Но как налогоплательщику и предпринимателю мне жалко денег, которые тратятся на содержание людей, обслуживающих интересы правительства, а не читателей. Поэтому предлагаю законодательно запретить органам регионального и муниципального управления учреждать газеты или же трансформировать их в общественные медиа.
Владимир Павловский, главред «Красноярского рабочего»:
Предлагаю уточнить закон, позволяющий государственным органам учреждать СМИ. Там и сейчас прописано, для каких целей органам региональной и муниципальной власти разрешено создавать СМИ: для обсуждения нормативно-правовых актов, доведения до населения информации о социально-экономическом, культурном развитии территории, инфраструктуре и другой официальной информации. Однако многие госСМИ выходят за установленные рамки, публикуя общественно-политические материалы, телепрограммы, развлекательный контент.
«Надо играть по одним правилам»
Юрий Казаков, заместитель председателя Палаты медиа-аудитории Коллегии по жалобам на прессу:
Решать проблемы региональных СМИ нужно в дискуссии, светлое будущее местных медиарынков невозможно без развитых органов саморегулирования и общественных коллегий. Поэтому медиасообщество должно выработать единые стандарты работы, и реформы будут эффективны только на подготовленной почве.
«В России есть положительный опыт сотрудничества властей и разных по форме собственности СМИ»
Дмитрий Федечкин, начальник Управления пресс-службы и информации Правительства Челябинской области:
Равные условия для участников медиарынка реальны и тому есть примеры. В Челябинской области, например, региональное правительство рассчитывает размер субсидий как для частных, так и для государственных СМИ по общей формуле. Для развития региональных рынков СМИ как конкурентных необходимо стимулировать развитие альтернативных служб доставки, пробивать местным изданиям доступ в крупные торговые сети и повышать спрос на потребление качественной информации.
«Будущее за цифровым контентом»
Анна Качкаева, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ
Изменяющийся мир требует новых способов подачи новостей, современная молодежь – будущие читатели – потребляет информацию через Интернет, а студенты-журналисты до прихода в СМИ практикуются в телеграм-каналах, блогах, ютубе. Всем традиционным СМИ – и частным, и государственным – обязательно нужно создавать интернет-площадки и учиться их монетизировать.
«Реформы невозможны, пока не изменится позиция государства»
Виктор Мучник, главный редактор Агентства новостей ТВ-2 (Томск):
Проблема в том, что существующая модель «СМИ на дотациях» одинаково устраивает обоих – и государство, и часто сами СМИ. При этом у общества все-таки есть спрос на независимые медиа и содержательную журналистику – пример тому томское Агентство новостей «ТВ-2», продолжающее успешную работу в условиях полной административной блокады. Реформы региональным медиарынкам нужны, но без изменения государственной позиции по этому вопросу невозможны.
«Наличие на рынке крупного корпоративного СМИ, аффилированного с властью, создает те же проблемы»
Валерий Безпятых, издатель «Городских вестей» (Ревда):
Для небольших локальных медиарынков наличие крупного монополиста, связанного с местной властью, создает те же неравные условия для развития и конкуренции, что и наличие государственного монополиста. В Ревде и Первоуральске, например, не осталось муниципальных СМИ, но есть крупное корпоративное, аффилированное с властью. В итоге частные медиа вновь сталкиваются с проблемой нечестной конкуренции.
«Необходима институциональная реформа рынка региональных СМИ»
Юрий Пургин, президент АНРИ, гендиректор ИД «Алтапресс» (Барнаул):
Подведу итог нашей встречи. Региональные медиарынки страдают от непрозрачной системы распределения государственных дотаций, излишних вмешательств, цензуры и недостатка образовательных программ. Этой дискуссией мы поставили диагноз, но болезнь надо лечить. Мы как представители отрасли приложим все силы, чтобы менять ситуацию.
Предложения Альянса независимых региональных издателей (АНРИ) по итогам работы площадки на ОГФ-2017:
1. Введение прозрачных правил распределения государственных грантов и субсидий, позволяющих избежать избирательной поддержки «своих» медиа, в том числе за счет передачи полномочий по государственной поддержке региональных медиа на федеральный уровень.
2. Приватизация государственных и муниципальных медиа с сохранением минимальной доли бюджетных СМИ: парламентские, муниципальные и районные газеты (интернет-порталы, ТВ и радиостанции).
3. Перевод СМИ из некоммерческих форм (АНО) в коммерческие; ограничения на учреждение новых СМИ в форме НКО.
4. Развитие профессиональных образовательных программ для региональных журналистов; программа переподготовки действующих журналистов.
5. Поддержка проектов и инициатив, популяризирующих стандарты качественной журналистики и защищающие интересы журналистского сообщества как важнейшего института гражданского общества, обеспечивающего гражданам России прямой доступ к качественной и объективной информации.
6. Прекратить необоснованное вмешательство контролирующих и надзорных органов в деятельность СМИ, представляющее собой разновидность цензуры (политически мотивированные предупреждения, проблемы с получением лицензий и доступом к каналам распространения информации).