Журналист «7х7»* Анна Яровая получила премию «Редколлегии» за расследование «Переписать Сандармох» – АЛЬЯНС НЕЗАВИСИМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗДАТЕЛЕЙ
EN

Журналист «7х7»* Анна Яровая получила премию «Редколлегии» за расследование «Переписать Сандармох»

Журналист проекта «7х7»* (участник Альянса независимых региональных издателей, АНРИ) Анна Яровая стала лауреатом премии «Редколлегия» за расследование «Переписать Сандармох. Кто и зачем пытается изменить историю расстрелов и захоронений в Карелии».

Как сообщает «7х7»*, Анна Яровая собрала десятки мнений и фактов у российских и финских ученых о том, насколько жизнеспособна гипотеза о новых расстрелах в Сандармохе. В своем расследовании автор отвечает на вопросы, кто и зачем пытается изменить историю захоронений в Карелии.

На странице премии «Редколлегия» в Facebook Анна Яровая рассказала, как работала над расследованием:

«Сандармох назревал… Назревал с момента ареста одного из его открывателей Юрия Дмитриева в декабре 2016 года. Уже тогда появились первые мысли о том, что арест и уголовное дело Дмитриева могут быть связаны с Сандармохом. Но для того, чтобы пазл сложился, понадобилось время. Толчком для начала работы над материалом стал круглый стол в Петрозаводском госуниверситете летом 2017 года: на нем два историка, доктора наук, заявили о том, что в Сандармохе, месте массовых расстрелов репрессированных в годы Большого террора 1937–1938 годов, финские войска могли расстреливать и хоронить советских военнопленных во время Великой Отечественной войны. В основе гипотезы о возможных новых фактах захоронений были рассекреченные документы из архивов ФСБ. Зацепило меня то, что это была игра в одну калитку: у новой гипотезы фактически не было критиков. Мне показалось несправедливым, что обсуждение этой темы началось в отсутствие Юрия Дмитриева, главного специалиста по сталинским репрессиям в Карелии. Я решила разобраться в этой теме, чтобы дискуссия была равносильной. Когда я получила документы, на которых университетские историки строили свою гипотезу, то поняла, что в них на самом деле нет фактов расстрелов в Сандармохе, а предположения историков больше похожи на домыслы или „заказ“, чем на серьезную научную гипотезу. Но зачем им это понадобилось, ведь на кон поставлена и их научная репутация? На эти и другие вопросы предстояло ответить. Я начала свое общение с учеными, историками, специалистами по теме репрессий и расстрелов. Нужно было собрать как можно больше мнений».

Для редакции интернет-журнала «7×7»* это уже вторая премия «Редколлегия». В 2017 году жюри наградило журналиста Елену Соловьёву за материал о связи националистов с правительством Коми.

Проект «Редколлегия» — независимая премия, учрежденная благотворительной организацией Sreda Foundation для поддержки свободной профессиональной журналистики в России. На ее официальном сайте говорится, что задача организаторов премии — «помочь тем, кто сохраняет в России высокие стандарты профессии в то время, когда свободная и качественная журналистика подвергается давлению со стороны государства, а права человека на свободное выражение своего мнения и на свободный доступ к информации систематически нарушаются».

*- выполняет функции иноагента