«Красноярский рабочий» объявляет о создании фонда поддержки газеты
На 113-м году жизни…
«Красноярский рабочий» объявляет о создании фонда поддержки газеты
Думаю, мало кто сомневается в том, что газета “Красноярский рабочий” является одним из брендов нашего края. Наряду, например, с красноярскими “Столбами”.
Но счастье “Столбов” заключается в том, что они молчаливы и никогда не перечат властям предержащим. Иначе бы и на их судьбу чиновники и депутаты взирали равнодушно: ну, известны, ну, красивы, а нам-то что с того? Денег в собственном кошельке не прибавляют, да ещё и зубоскалят по поводу и без…
Говорящие “Столбы” — это я, конечно, перебрал. Но “Красноярский рабочий” не может и не должен молчать. Даже в советские времена, несмотря на ограничения цензоров, он чутко следил за действительностью и оперативно реагировал на неё.
В крайкоме, крайисполкоме, в органах рангом пониже не всегда были довольны публикациями, но считали делом чести, долгом своим исправлять подмеченные журналистами и читателями недостатки, наказывать нерадивых.
Иные времена — иные нравы. В начале нынешнего года тогда ещё врио губернатора Александр Усс прилюдно, при руководителях СМИ, попенял мне: не многовато ли писем публикует “Красноярский рабочий”? Так, мол, в газету объявлений можно превратиться.
Почему А. В. сравнил мнения красноярцев с объявлениями, я до конца не уяснил. Возможно, накануне встречи в “Соснах” он полистал словарь Ушакова и нашёл толкование слова: “печатное сообщение, извещение о чём-нибудь, публикация”. А может, возникла у него ассоциация с объявлением войны.
В самом деле, с помощью читателей мы ведём войну со всякого рода негативными явлениями и проходимцами, которых полно в жизни, в том числе и в органах власти. Государственная пресса молчит, прикусив язык, а за “Красноярским рабочим”, как говорится, не заржавеет. Вот и не любят нас чиновники, порой даже кажется — готовы сжить со света.
Нет, времена, когда власть открыто боролась с газетой, прошли, возможно даже — безвозвратно. Но это совсем не значит, что она, эта власть, не мечтает увидеть независимую прессу в гробу в белых тапочках. И как бы незаметно делает всё, чтобы жилось нам хуже и хуже.
Многомиллионные бюджетные вливания в придворные СМИ — это, пожалуй, главное зло для свободного медийного рынка. Ладно бы газетки, которые поглаживают и буквально облизывают обитателей красноярского “серого дома”, выпускали реальным тиражом. А реальный, то есть востребованный населением,– в пределах пятисот экземпляров, никак не больше.
Так нет же, их массово раздают бесплатно — то сорок тысяч, то тридцать с гаком, якобы проявляя заботу о малоимущих. А народу что ещё надо? Бесплатная телепрограмма для него — главное. Плюс советы разного рода — садоводам, любителям здорового образа жизни…
Вспомнил, как после создания газеты “Наш Красноярский край” зашёл ко мне в редакцию один из идейных её покровителей, вице-спикер ЗС Алексей Клешко. Говорил он тогда, что главной задачей официозного издания является доведение до населения законодательных актов, касающихся прав и свобод человека и гражданина. Уверял в том, что не будет там рекламы, поскольку все расходы покрывает бюджет.
Что же вышло на самом деле? Номера “НКК”, где публикуются документы, выходят небольшим тиражом в чёрно-белом исполнении и распространяются в основном среди органов власти. Простой народ может увидеть их разве что в библиотеке. Подписка на эти номера объявляется только для предприятий и организаций.
Вот вам и забота о том, чтобы человек и гражданин владел официальной информацией! В полноцветном же выпуске, выходящем 42-тысячным тиражом, можно встретить что угодно, вплоть до рекламы, но только не законы и постановления.
Взял наугад один из номеров другой официальной газеты, щедро дотируемой из городского бюджета, и что увидел? На странице 3 — заголовок “Бывают таблетки для красоты?”. На странице 4 — “Автомобиль из телефона”. На страницах 5 и 6 — “Небезопасен даже роутер” (о продажах мобильных устройств). На странице 18 — “Крем-суп из капусты”.
Между прочим, в статье 17 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления…” сказано, для чего органы этого самого самоуправления могут учреждать печатные СМИ.
Цитирую дословно: “…Для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации”.
Всё. Точка. Ни о каких телепрограммах, ни о каких цветочках и ягодках, да и о супе из капусты или щавеля в официальной газете речи быть не может. В законе “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” сказано ещё короче: СМИ учреждаются для обнародования правовых актов органов госвласти, иной официальной информации.
Выходит, провластные краевые газеты — вне закона? Почему не реагирует на это региональная прокуратура, не заставляет редакции строго следовать духу и букве законодательства? Если б я открыл магазин скобяных товаров, но стал бы продавать там водку или пиво, меня бы прищучили сразу. А здесь — учреждают для одной цели, а публикуют — что угодно, и ничего никому за это не прилетает.
Плюс ко всему — эти издания ещё и деньгами бюджетными заваливают по самое не могу. Разрушая тем самым медийный рынок. Хотя о каком рынке можно говорить применительно к СМИ? Нет его сегодня и в помине.
Госгазеты по-прежнему являются органами массовой агитации и пропаганды. Даже в большей степени, чем в годы советской власти. В основе своей они — средства оболванивания населения. Для того и раздают их пачками. Бесплатно. И никого за растранжиривание бюджетных средств к ответственности не привлекли.
Ну, а остальным-то изданиям каково? Медиарынок сознательно угроблен, рекламные потоки иссыхают, Интернет наступает… У людей, которые пока ещё считаются читающими, просто нет денег на подписку — не многие решаются отдать за “Красноярский рабочий” 1 200 рублей в полугодие.
Скажу честно, по этим и по некоторым другим причинам мы не в первый раз попадаем в финансовую ловушку. Денег не хватает на самое элементарное. Раньше на помощь приходили добрые люди из числа бизнесменов. Мы никогда не называли их имён, в отличие от имён читателей, скидывающихся на выпуск “народных номеров”.
Надеюсь, придут они и на этот раз, выручат. Но меня поражает позиция чиновников — людей государственных, как они сами себя называют. Казалось бы, есть болевая точка, надо хотя бы изучить проблему, поставить, говоря медицинским языком, диагноз, назначить лечение.
Лично я хотел рассказать руководителю края, что происходит в красноярской медийной отрасли экономики, что случилось с “КР” и почему, не уготована ли многолетним подшивкам газеты участь повторить судьбу юдинской библиотеки. Но окружение Усса решило не подпускать главного редактора к губернаторскому телу.
С грехом пополам, при посредничестве председателя Союза журналистов России Владимира Соловьёва, удалось организовать встречу с заместителем главы края Василием Нелюбиным, журналистом по профессии. Разговор был долгим, но безрезультатным. Тот заявил, что Александр Усс помогать “Красноярскому рабочему” не будет. Не в его это, мол, принципах.
Так ли обстоит всё на самом деле, сказать трудно. Возможно, это мнение другого нелюбинского начальника. Для того чем больше интриг — тем лучше. В мутной воде ловить рыбку спокойней. Хотя я, как и большинство нормальных людей, предпочитаю воду чистую.
Всегда был уверен, что газета должна быть не столько рупором официальной власти, сколько выразителем мнений населения. Нужно дать простому человеку возможность публично высказаться по любому волнующему его вопросу. Иначе он уходит в Интернет, в социальные сети, в основном — в качестве анонима. Злоба там порой переливается через край.
Если б удалось организовать в прессе действительно открытый диалог между властью и обществом, меньше было бы митинговых страстей, в этом я тоже уверен. Это же совершенно нормально: человек задал вопрос, обозначил свою позицию, пусть и критическую,– губернатор, министр или мэр ответили ему столь же открыто.
Но недалёкие чиновники считают, что дискутировать на страницах газет им ни к чему. И получают в ответ народное недовольство, которое в итоге может привести к местным майданам.
Закавыка в том, что красноярским януковичам есть куда бежать и где потом отсиживаться. А нам с вами здесь жить. И жить надо не в раскачанной лодке, а в общем доме на твёрдом фундаменте, где царит спокойная обстановка, где привыкли не трусливо шептаться на кухне, а честно обсуждать, а затем и решать возникшие проблемы.
Вот почему я считаю очень важной задачей сохранение “Красноярского рабочего”. Край наш потерял много газет, в том числе и знаковых — “Красноярский комсомолец”, “Вечерний Красноярск”. Неужели нужна ещё одна утрата? На 113-м году жизни?
Редакция решила объявить о создании фонда поддержки “Красноярского рабочего” — старейшего печатного издания России. Если б каждый житель края перечислил в него всего 10 рублей, это бы решило многие проблемы. Но чудес не бывает, как бы ни хотелось в них верить.
Реальных поступлений окажется гораздо меньше, но важно другое — это будут средства от людей, искренне преданных нашему краю, нашей с вами газете, которые считают, что правда всё же имеет право на жизнь. Так что каждую десятку можно смело оценивать в сотню.
Владимир ПАВЛОВСКИЙ,
главный редактор газеты “Красноярский рабочий”.
Вы уже решили или только думаете внести деньги в фонд поддержки “Красноярского рабочего”?
Правила просты: нужно перечислить посильную сумму через банковские учреждения, переслать её почтовым переводом (660075, г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 16, газета “Красноярский рабочий”) или принести в редакцию, обратившись в бухгалтерию или отдел рекламы на втором этаже (правое крыло).
Банковские реквизиты ООО “Редакция газеты “Красноярский рабочий”:
р/с 40702810300000000565, филиал банка ВТБ (ПАО) в г. Красноярске, г. Красноярск. К/с 30101810200000000777, БИК 040407777. ИНН 2460008443, КПП 246001001. ОГРН 1022401795184.
Тех, кто не хочет оглашения своей фамилии или названия предприятия, просим сообщить об этом в редакцию по телефону (391) 211-56-88 или по электронной почте redaktor@krasrab.krsn.ru.