Охлаждение к соцсетям и кризис рекламной модели: главные медиатренды из отчета Digital News Report от Reuters
17 августа 2018Изменения витают в воздухе — так Институт изучения журналистики Reuters описывает ситуацию в сфере digital медиа. Первые признаки оздоровления появились год назад, отмечает исследователь Ник Ньюман, когда многие СМИ сделали ставку на высококачественный контент и деньги своих читателей. На фоне роста числа подписчиков в ряде стран наблюдается охлаждение к соцсетям и агрегаторам как каналам распространения, говорится в Digital News Report.
Алгоритмы некоторых технологических платформ теперь учитывают доверие аудитории и качество новостного контента — как ответ на запросы политиков и потребителей, которые хотят быть уверенными в достоверности информации.
Эти изменения пока нельзя назвать устойчивыми и распространенными. «Цифровая революция» сделала свое дело — подорвала доверие издателей и читателей. По данным Reuters Institute, во многих странах доверие потребителей к новостям остается тревожно низким. Зачастую это связано с высоким уровнем поляризации в медиасреде и с политическим давлением. Добавьте сюда и обеспокоенность фейковыми новостями, интерес к которым подогревают сами политики.
Со стороны бизнеса наблюдается тревога из-за сокращения печатной и онлайн-рекламы, и его не может компенсировать даже рост доходов от читателей. Новые медиа, которые изначально зародились как цифровые, пострадали от изменений алгоритма Facebook и наступления интернет-компаний на рынок интернет-рекламы.
Социальные сети: разворот на 180 градусов
В последние годы соцсети укрепляли свои позиции как источники новостей. Однако недавно произошел перелом. Пользователи перестают рассматривать Facebook как новостную площадку (42% — в 2016 году, 36% — в 2017-м), и такая тенденция наблюдается не только в США, затронутых скандалом с фейками во время предвыборной кампании. Аналогичный тренд заметен и в других странах. Во многом это связано с изменениями в алгоритме Facebook. Зато такие сервисы, как WhatsApp, Instagram и Snapchat демонстрируют положительную динамику.
Пользователи, уставшие от недостоверных новостей и бесконечных дискуссий в Facebook, уходят на другие площадки — более удобные и надежные. В результате все больше обсуждений переносится в мессенджеры, поскольку они придают уверенности в том, что ты общаешься с реальными людьми. Особенно популярны мессенджеры в странах с авторитарным режимом, например в Турции.
Доверие к СМИ
По данным Edelman Trust Barometer, снижается доверие ко многим институциям, в том числе к медиа. Уровень доверия к новостям «вообще» составляет 44%, к новостям в поиске — 34%, к новостям в соцсетях — 23%. Наибольшим доверием (51%) пользуются (вполне естественно) те медиа, которые потребитель читает чаще всего. Самый высокий уровень доверия к новостям отмечен в Финляндии и Португалии (62%), самый низкий — в Корее (25%).
Интересно также, каким новостным брендам доверяют люди. В США, например, на первом месте находятся региональные телевещатели (6,5), за ними следуют Wall Street Journal (6,06), ABC News (5,84), CBS News (5,84), NPR News (5,82), Washington Post (5,78).
Аудитория идет другим путем
Прямой доступ к источнику новостей выбирают 32% респондентов, тогда как подавляющее большинство (65%) предпочитают «боковую дверь». Они потребляют новости через поисковики, соцсети, рассылку, мобильные уведомления и агрегаторы.
Привычки, как и следовало ожидать, заметно отличаются в зависимости от страны. Так, в Финляндии (65%) и Норвегии (62%) пользователи предпочитают напрямую заходить на сайт или в приложение. Соцсети предпочитают в Чили (43%), Болгарии (42%), Малайзии (40%). В Южной Корее большая часть (47%) пользователей выбирает поиск, на втором месте (30%) — новостные агрегаторы.
Отношение к фейкам
Отношение к фейковым или недостоверным новостям довольно сложно изучать, поскольку термины довольно расплывчаты, а сама тема сильно политизирована. Тем не менее опрос показал, что 54% респондентов обеспокоены или сильно обеспокоены достоверностью информации, когда речь заходит об онлайн-новостях. Больше всего тема фейков волнует жителей Бразилии (85%), Испании (69%), США (64%), а меньше всего беспокойства — в Германии (37%) и Нидерландах (30%).
Ответственность за контент
В целом респонденты считают, что медиакомпании и журналисты несут основную ответственность (75%) за фильтрацию контента. Потребители также думают, что технологические компании вроде Google и Facebook должны принимать больше превентивных мер (71%), чтобы бороться с дезинформацией.
При этом в отдельных странах задачу по борьбе с фейками возлагают на власти. Государственное вмешательство приветствуют в Испании (72%), Великобритании (61%), Франции (61%), Германии (59%), тогда как в США только 41% выступает за больший контроль со стороны государства.
Где платят за новости
Как показал опрос Reuters Institute, больше всех бесплатный контент — и чтобы без навязчивой рекламы — любят греки. В Греции самый высокий уровень использования блокировщиков рекламы (42%) и самая низкая доля платящих за онлайн-медиа (6%). Лучше всего дела с пейволлом обстоят в Скандинавии, где мало издателей, а аудитория трепетно относится к подписке. Например, в Норвегии за онлайн-новости платят 30% пользователей, в Швеции — 26%, в Финляндии — 18%. Речь идет о подписке, покупке членства, донатах и оплате отдельных статей. Средний показатель по всем рассматриваемым рынкам — 14%.
Кризис рекламной модели
Продажа рекламы остается основным источником доходов для многих медиакомпаний. Однако отношение к данной модели подорвано несколькими факторами: слабой отдачей, фродом и растущим беспокойством пользователей из-за угроз их приватности. После паузы в прошлом году популярность блокировщиков рекламы снова начала расти. В целом их используют 27% пользователей (10% пользователей смартфонов, 14% пользователей планшетов, 31% пользователей ПК). Наименьший процент наблюдается в Корее (13%), наибольший, как было сказано выше, — в Греции.
Источник: Sostav.ru