Обязательная регистрация страниц десятитысячников и другие изменения текущего законодательства
Карточки подготовлены по материалам вебинара медиа-юриста Светланы Кузевановой, организованного АНРИ 7 ноября 2024 года.
Полную запись вебинара вы можете посмотреть по ссылке.
С новостями законодательства в сфере медиа, подробными консультациями по актуальным вопросам вы также можете знакомиться в телеграмм-канале Кузеванова рассказывает.
В ноябре 2023 года вступил в силу закон, обязывающий владельцев аккаунтов в социальных сетях с аудиторией от 10 тысяч подписчиков регистрироваться в реестре Роскомнадзора. Эта мера направлена на упрощение контроля за содержанием страниц с большой аудиторией и их деанонимизацию.
1.
Порядок подачи заявки на регистрацию
Для подачи заявки на регистрацию владельцам страниц с аудиторией более 10 тысяч подписчиков необходимо выполнить следующие шаги:
1. Войти на портал «Госуслуги» и заполнить заявку, указав:
- название страницы;
- ссылку на профиль;
- личные данные владельца и администраторов (ФИО, номер телефона, адрес электронной почты).При наличии администраторов страницы необходимо указать данные всех лиц, ответственных за публикацию контента.
2. После подачи заявки следует разместить номер заявки в описании страницы или в закрепленном сообщении.
Примечание: Для иностранных граждан и компаний, не имеющих возможности подать сведения через «Госуслуги», Минцифра планирует альтернативные способы подачи заявок через центральный аппарат Роскомнадзора или другие территориальные органы РКН.
2.
Обязанности зарегистрированных страниц
После регистрации в реестре владельцы страниц обязаны соблюдать ряд требований:
- Размещать на своей странице уникальную ссылку, подтверждающую регистрацию, в описании или в закрепленном сообщении.
- Запрещено распространять информацию (репосты, ссылки, цитаты и т.д.) со страниц, которые также должны были зарегистрироваться, но не сделали этого.
- При изменении данных владельца или администратора необходимо подать заявку на корректировку информации в течение 10 рабочих дней.
3.
Обязанности социальных сетей
Социальные сети, включенные в реестр Роскомнадзора, должны верифицировать зарегистрированные страницы. Это означает, что после включения страницы в реестр на ней должен появиться специальный знак, указывающий на официальную регистрацию. На данный момент используется временная отметка — уникальная ссылка на подтверждение регистрации. Сейчас обсуждается порядок верификации страниц и предлагается маркировать страницы из перечня А+ и ссылкой, подтверждающей включение в перечень.
4.
Сроки подачи данных
Для страниц, достигших порога в 10 тысяч подписчиков после 1 ноября 2023 года, предусмотрен срок подачи сведений — 10 рабочих дней с момента достижения порога.
Если количество подписчиков временно падает ниже порога, можно подать заявку на исключение из реестра.
5.
Поддержка актуальности данных
Владельцы страниц обязаны следить за актуальностью данных в реестре и своевременно обновлять сведения. В случае изменений в данных владельца или администраторов регистрационные данные должны быть актуализированы в течение 10 рабочих дней с момента изменения.
6.
Исключение из реестра
Исключение из перечня можно в трех случаях:
- пользователь нарушил требования Закона об информации;
- пользователь удалил персональную страницу;
- объем аудитории меньше 10 тысяч;
При устранении этих условий, можно включиться в реестр обратно.
7.
Социальные сети, на которые распространяется закон
Закон охватывает все платформы, включенные в реестр социальных сетей Роскомнадзора. К таким относятся: ВКонтакте, Одноклассники, Telegram, YouTube, Яндекс.Дзен и другие официально разрешенные в России сети.
Важно: Instagram*, Facebook* и Twitter*, заблокированные в России, не требуют регистрации. Это значит, что если у вас есть крупная аудитория на этих платформах, вы не обязаны подавать заявку на регистрацию, так как такие платформы не подлежат контролю со стороны Роскомнадзора.
*запрещены в России