«Он же защищал свою землю»: как мирный сход в Уфе превратился в борьбу с силовиками – АЛЬЯНС НЕЗАВИСИМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗДАТЕЛЕЙ
EN

«Он же защищал свою землю»: как мирный сход в Уфе превратился в борьбу с силовиками

Задержано около 15 человек

«Он же защищал свою землю»: как мирный сход в Уфе превратился в борьбу с силовиками

Фото: Айгиз Гильманов
Сегодня, 19 января, в Уфе около двух тысяч человек пришли на площадь у памятника Салавату Юлаеву, где состоялся народный сход в поддержку башкирского активиста Фаиля Алсынова*, которого два дня назад осудили на четыре года колонии, впоследствии названный полицией несанкционированным митингом. Если в самом начале мероприятие носило мирный характер – люди пели песни на башкирском и водили хороводы, то все изменилось в одночасье после того, как полицией был задержан парень с флагом Республики Башкортостан на плечах. Это вылилось в жесткие задержания и столкновения с силовиками. Как прошел народный сход в Уфе, и кто виноват в беспорядках – в материале корреспондента Пруфы.рф Айгиза Гильманова.

«Ощущение как на сабантуе»

О том, что в Уфе планируется провести массовый народный сход стало известно вечером 18 января, хоть было неясно, придет ли кто-то на площадь утром в пятницу. Однако, к 10:00 на площади было уже человек 50, но с каждой минутой их становилось все больше. Мы пришли чуть позже, когда уже в центре площади собралось более тысячи человек.

Подходя к одному из центральных мест столицы Башкирии, где регулярно проводятся массовые мероприятия, мы заметили несколько фургонов полиции. На пересечении улиц Заки Валиди и Мажита Гафури дежурило около шести машин ДПС. Мероприятие, которое ожидалось сегодня было не таким, как обычно, поскольку было несанкционированным – МВД заранее предупредили об уголовной ответственности за участие в митингах.

ddbf7a42-be24-4d38-802d-b802023c2752.jpg

На первый взгляд, полицейские на площади вели себя доброжелательно – они лишь стояли в стороне и наблюдали за происходящим. На тот момент поводов для беспокойства не было. Люди, основная часть которых собралась в центре площади, водили хоровод и пели песни на башкирском языке. Атмосфера была доброжелательной и мирной. Несмотря на морозную погоду, казалось, что люди не чувствуют холода, а хорошо проводят время. Мы подошли поближе и услышали разговор двух парней, один из них сказал, что как будто находится на сабантуе у себя в районе. Патрульные полицейские, стоящие поодаль, напоминали, что люди собрались по другой причине, и все могло измениться в один момент, что и произошло чуть позже.

Обойдя собравшихся, мы подошли к памятнику Салавату Юлаеву, возле которого заняла позицию вторая группа силовиков – человек двадцать в форме смотрели на гуляющих. Первая группа дежурила у входа на площадь. Один из полицейских, увидев, что мы журналисты, спросил –«спокойно ли там, в толпе?». Мы ответили, что все нормально.

«Вышли от возмущения»

Мы уже собирались пойти к группе людей, поющих башкирские песни, но нам на встречу попалась другая группа – в руках они несли гвоздики. На вопрос, куда они идут, те лишь кивнули в сторону памятника Салавату Юлаеву. Люди подошли к мемориалу и возложили цветы, после этого вперед вышел мужчина в возрасте и сообщил, что они пришли почтить память национального героя и прочитать молитвы, что они и сделали. После они спокойно отошли к основной группе. Мы пошли за ними.

Стоя с основной группой собравшихся, мы расспрашивали их – почему они пришли. Часть ответов были схожими.

– Почему пришли? Да мы просто гуляем по площади, – говорит молодая девушка.

– Мы с друзьями собрались, давно не виделись, решили тут провести время, – улыбается мужчина в возрасте.

– Да я мимо шел, увидел, что поют, и решил узнать, что происходит. Тоже решил попеть, – сообщил молодой парень.

– Стою, смотрю, на работе перерыв у меня, – говорит еще один мужчина.

7aa5f904-43d8-4392-ad70-62081604922d.jpg

Фото: Айгиз Гильманов

Однако, другая часть опрошенных назвали истинную причину – они пришли поддержать Фаиля Алсынова.

– Спасти Алсынова! Пока не спасем Алсынова, мы будем ходить и ходить! – сообщила Разифа.

– Мы противозаконного ничего не делаем, ни с кем не ругаемся, агитацию не ведем, мы просто общаемся. Скажите нам пожалуйста, где мы можем играть и плясать, петь свои любимые народные песни? – рассказала Рамиля.

– Того парня посадили, от возмущения вышел сегодня. Он же защищал свою землю от варварской добычи золота, которое идет на обогащение чиновников, а не народа, – рассказал пенсионер Фарид.

«Флаг Башкирии под запретом?»

Люди хором спели с десяток народных башкирских песен, и после каждой были бурные аплодировали. Одна из женщин обеспокоенно попыталась утихомирить людей.

– Не надо так громко кричать, давайте лучше следующую петь, а но нас тут быстро скрутят, – сказала она и толпа завела следующую песню.

Это длилось еще полчаса, а в полдень, когда людей набралось уже около двух тысяч человек, все они потянулись к памятнику Салавату Юлаеву, и мы последовали за ними. Толпа растянулась почти на всю площадь, у памятника уже было мало места и сложно было протиснуться.

8bad1b8f-658c-4855-90c0-be9497e4c210.jpg

И тут, в один момент все изменилось. Среди людей был парень, который накинул на плечи флаг Башкортостана. Видимо, его приметили сотрудники полиции – как только он оказался у памятника, к нему подошли двое сотрудников и попросили пройти с ними – «Нужно поговорить». Люди не понимали, что происходит, и по толпе пронесся шепот: «Куда они его?».

Не теряя времени, полицейские повели парня в сторону улицы Заки Валиди. Кто-то из собравшихся крикнул, чтобы полицейским с парнем не дали уйти. Часть толпы потянулась за ними. Настроение на площади резко изменилось. На наших глазах задержанного посадили в автобус «Башавтотранса» возле «Торатау». Внутри него стояли и сидели около 8 сотрудников полиции. Парень сел возле окна и взялся за голову. Мы спросили у полицейского, за что задержали парня, но он ответил, что не знает.

К автобусу подошла женщина в возрасте и попросила отпустить задержанного под ее ответственность. Полицейский указал рукой в сторону памятника и ответил:
– Не могу отпустить, вы знаете сколько у меня там начальников?

К этому моменту подоспела основная часть людей, они встали перед автобусом, который развернулся в сторону выезда и собирался уезжать, но люди своими телами остановили его движение, не желая отдавать задержанного.

Больше всех за парня бился мужчина, лет пятидесяти, пришедший на площадь с женой. Он возмущался, что человека задержали несправедливо, и его нужно отпустить. Но сотрудники полиции не поддавались. К мужчине подошел «человек в гражданском», который позже примет участие в задержании людей, отвел того в сторону, и они пообщались. Но уговорить полицию не удалось.

– Да его опускать не хотят. Я не понимаю, за что его задержали, так же не бывает. За флаг? А что флаг теперь под запретом? Его должны отпустить! – возмущался мужчина. В это время жена тянула его за рукав и просила пойти домой, жалуясь на холод, но, скорее всего, волнуясь, что мужа тоже могут задержать.

Противостояние

Волнения начались, как по щелчку пальцев. Люди бегали, некоторые «держали» автобус, который все еще пытался уехать, кто-то кричал «Позор!». Полиции прибыло подкрепление, началась толкучка – противостояние народа и силовиков.

Чтобы дать автобусу выехать, силовики попытались сделать живой коридор, расталкивая людей, они построились в цепочку. Однако, они столкнулись с жестким отпором – люди не сдавались, не желая отдавать задержанного. Собравшиеся боролись до самого шлагбаума, но остановить едущий автобус и сопротивляться силовикам они не сумели – импровизированный автозак уехал с площади. На площади начались драки, на землю упала женщина, возле которой стоял сотрудник полиции. К ним тут же туда сбежались люди и началась толчея.

Угрозы ОМОНом

Все смешалось на площади – люди кричали, пытались отбить задержанных, сопротивляться силовикам, но оказались бессильны. Скрутили еще несколько человек и повели к автозаку. Через некоторое время площадь начала успокаиваться. Люди встали на ступеньки у Торатау, ОМОН выстроился напротив них. Кажется, наступило время для передышки.

Вперед с мегафоном вышел полковник полиции. Он напомнил, что мероприятие является несанкционированным, и что за участие в нем может грозить уголовная ответственность. Он уговаривал людей разойтись по домам. Некоторые ушли, но большинство осталось на площади. Полицейский повторил свои предупреждения еще несколько раз, пригрозил ОМОНом, те в свою очередь приблизились на несколько метров к собравшимся – это сработало, и толпа медленно стала таять.

«Остальных тоже берем!»

Когда казалось, что все кончилось, полыхнула новая вспышка агрессии. Часть людей, перешедшая пешеходный переход, оставались стоять на противоположной от площади стороне улицы Заки Валиди, но и там работали силовики.

– Идите, идите, – кричали полицейские, – зеленый свет!

В этот момент на центр улицы выбежал парень, за ним гнались двое мужчин в «гражданском», а за ними около шести ОМОНовцев. Парня заломали и повели к автозаку. Силовики, увидев, что задержание продолжается, побежали брать других.

– Давай, давай, остальных тоже берем, – крикнул один из них.

Мы последовали за ними и стали свидетелями еще нескольких задержаний. Причину никто не называл. Какой-то агрессии от простых людей мы не заметили. Оставшиеся, около ста человек, также разбрелись по дворам и улицам. Место побоища, которое началось с песен и атмосферы сабантуя, опустело.

*Фаиль Алсынов был внесён Росфинмониторингом в перечень физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Источник: Пруфы.ру