14 февраля представители Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России) совместно с Союзом журналистов России и Мастерской новых медиа провели вебинар о порядке подачи заявок на получение господдержки для печатных и электронных СМИ в 2023 году.
В вебинаре принимали участие:
Светлана Дзюбинская – заместитель директора департамента господдержки периодической печати книжной индустрии Минцифры России,
Надежда Шальнева – замдиректора департамента господдержки развития медиа Минцифры России,
Юлия Аблец – куратор мастерской Новых Медиа, заместитель генерального директора АНО «Диалог регионы».
Модерировал встречу Роман Серебряный – секретарь Союза журналистов России.
Светлана Дзюбинская еще раз уточнила, что прием заявок для печатных СМИ проходит с 16.01 по 28.02.2023 г. и перешла непосредственно к инструктажу по подаче заявок.
Прежде всего, необходимо ознакомится с нормативной документацией, которая размещена на сайте Минцифры, раздел деятельность, далее раздел медиа и книгоиздание, господдержка электронных и печатных СМИ. Заявитель выбирает к каким СМИ относится его издание: электронные или печатные СМИ.
Поскольку сейчас разговор идет о печатных СМИ то заходим в раздел «Печатные СМИ». В случае, если заявителю нужна информация об отчетах за предыдущий период, то необходимо зайти в предыдущий год.
Вся информация о новых заявках находится в разделе «Господдержка в 2023 году».
Зайдя в этот раздел, вы попадете на страницу этого года, перейдя далее в раздел о порядке участия в конкурсном отборе можно увидеть всю информацию, в том числе пакет документов.
Обратите внимание на правила предоставления субсидий (приказ №1000 от 27.12.22 г). В этом приказе собраны все приоритетные темы, в рамках которых рекомендуется разрабатывать социально-значимые проекты. Каждый заявитель может выбрать наиболее интересную для издания тему.
Представленный в разделе перечень документов, необходимых для заполнения заявки, является полным и включает в себя:
- заявку,
- справку из типографии. Внимание: при указании тиража предыдущего года необходимо указать среднеразовый тираж за 2022 год, при указании тиража за текущий год – нужно указывать тираж 2023 года. При ошибочном заполнении справки вся заявка возвращается назад на доработку.
- справку от организации,
- согласие на размещение информации в сети интернет,
- pdf файл с выпуском издания в текущем году.
При подаче заявки на сайте promote.budget.gov.ru необходимо прикрепить все пять документов.
Важное замечание: в этом году изменилась форма справки от организации.
При расчете суммы субсидии следует обратить внимание на ряд значимых аспектов.
В форме заявке, размещенной на сайте Минцифры, есть формулы по всем пяти показателям, которые можно заявить на возмещение:
- социально- значимый проект,
- зарплата,
- авторский гонорар,
- печать и бумага (этот пункт актуален только для тех, кто сам закупает бумагу), обычно суммы вносятся в графу «полиграфические материалы»,
- распространение (только при наличии первичных документов, подтверждающих расходы. Такими документами не являются договоры с почтой России, ими являются квитанции за покупку марок, конвертов, еще за что-то связанное с распространением)
Что касается формул, приведенных в заявке, то можно привести такой пример:
В прошлом году некий еженедельник выпустил 52 номера с общегодовым количеством полос 2000. Также затраты этого еженедельника на оплату труда составили один миллион рублей. В этом году еженедельник заявляет проект ориентировочным объемом в 200 полос. Рассчитав затраты на оплату труда за одну полосу и умножив полученную сумму на предполагаемое количество полос проекта, заявитель может определить процент затрат на проект к общему объему затрат по графе «заработная плата». В данном конкретном примере это будет 10% ((1млн.руб./2000*200)/1млн.руб.*100%). Подобным же образом рассчитывается далее стоимость проекта по остальным показателям. Но при этом необходимо учитывать количество сотрудников и тираж издания. Если эти данные изменились на момент подачи заявки, то расчеты должны быть скорректированы в соответствии с произошедшими изменениями.
Что касается непосредственно подачи проектов по сумме и количеству, то рекомендации будут такими:
– не более трех проектов от одного СМИ,
– средние суммы на один проект для региональных сми за прошлый год составили 350 т.р., для федеральных – 750 т.р., заявителям рекомендуется придерживаться этих цифр. Также существует негласное ограничение: комиссия не рассматривает заявки с суммой более одного миллиона рублей на один проект и заявки суммарно для одного СМИ более двух миллионов. Сумма субсидии очень сильно зависит от тиража издания, то есть СМИ с тиражом в 50 тысяч экземпляров может рассчитывать на более крупную сумму субсидии, чем СМИ с тиражом в 500 экземпляров.
Для подачи заявки у заявителя должна быть учетная запись на госуслугах как у юрлица и усиленная электронно-цифровая подпись.
Полезный совет: чтобы не искать долго подходящую для СМИ субсидию, можно использовать навигатор мер поддержки и в строке поиска набрать, например, «печатные СМИ».
После того, как нужный раздел найден, в правом нижнем углу нужно нажать кнопку «подать заявку».
При анализе уже полученных в этом году заявок специалистами министерства выявлены некоторые распространенные ошибки.
- Чаще всего подается неполный комплект документов, это недопустимо.
- Суммы стоимости проекта на портале и в тексте заявки не совпадают. Причина этой ошибки чаще всего кроется в том, что суммы стоимости проекта на портале стоят в рублях, а в форме заявки – в тысячах рублей.
- В справке от организации на первое число стоит неправильная дата. Если заявку подается сейчас, то необходимо писать на 1 января 2023.
- В справке о тиражах (то есть в той справке, которая запрашивается из типографии) данные должны соответствовать заявке или быть немного ниже, но не выше. Следует помнить, что тираж при рассмотрении заявки указывается как показатель и подлежит обязательному выполнению. Если показатель по тиражу не будет выполнен, то часть денег будет необходимо вернуть в бюджет. Если предполагается увеличение тиража, то к заявке необходимо приложить мотивированное пояснение, за счет каких источников это увеличение произойдет.
- Все пять документов к заявке прикрепляются в пункте 9 «О проекте» в формате pdf.
- Очень часто заявители вместо наименования печатного СМИ указывают наименование проекта и наоборот. Также заявители нередко путают название СМИ с названием организации. Если написано название СМИ – надо указывать название периодического печатного СМИ в соответствии со свидетельством о регистрации, а там, где название проекта – указывается название проекта.
- Дата начала и окончания реализации проекта. Рекомендуется указывать период с 01.01.по 31.12. Это не обязывает заявителя к публикации материалов сразу с первого января, но дает достаточную временную свободу в подготовке и размещении проекта.
Что касается подачи отчетности за предыдущий период, то тут тоже есть несколько значимых моментов.
Вся информация по отчетам размещена на сайте Минцифры в разделе господдержки за 2022 год. Там перечислены все отчеты для федеральных и региональных СМИ. В соответствии с заключенными соглашениями те СМИ, которые получили субсидию в прошлом году, должны были представить в адрес министерства до 3 февраля отчет «О реализации плана мероприятий по достижению результатов предоставления субсидий». Остальные отчеты предоставляются до 4 апреля. Все отчеты в этом году загружаются в электронном виде на портал. Сдача отчетности в бумажном виде или по электронной почте не предусмотрена.
Для непосредственно подачи отчета необходимо войти на сайт ssl.budgetplan.minfin.ru и авторизоваться.
Далее нужно перейти в раздел «Соглашение» и найти кнопку «реестр отчетов ФЛИВ». После перехода по кнопке заявителю будут показаны отчеты, которые необходимо предоставить.
Финансовый и содержательный отчеты прикрепляются в формате pdf, все отчеты обязательно должны быть подписаны руководителем организации, бухгалтером (при необходимости) и заверены печатью организации. Отчеты о показателях результативности и о реализации плана, которые заполняются в системе, должны быть подписаны усиленной ЭЦП.
Очень важно: необходимо подгружать отчеты сразу по всем проектам. Если СМИ заявлял один проект, то подгружаются один содержательный и один финансовый отчеты. Если у СМИ было несколько проектов, то подгружаются сразу все отчеты по всем проектам. Заполняются показатели результативности и отчеты о реализации плана по всем проектам и только потом подписываются ЭЦП и отправляются. Если будет прикреплен только один отчет по одному проекту, а проектов было несколько, то откорректировать уже ничего будет нельзя. Система не даст. В этом случае нужно будет звонить сотрудникам министерства, просить отклонить поданные отчеты и загружать все заново.
Для подачи отчета о плане мероприятий нужно зайти в верхний раздел, заполнить требуемую информацию, вписать сумму субсидии, которая указана в соглашении.
То есть если у СМИ было два проекта – нужно писать общую сумму по соглашению, а не по проектно.
После заполнения информации станут доступны для перехода строки в большом окне, кликнув на верхнюю строку, пользователь переходит в форму заполнения плановых показателей.
Если у заявителя плановый показатель «один проект», соответственно отчетный тоже один. Если плановый показатель «два проекта», то и отчетных два. И то же самое по контрольным точкам. Это дата выпуска приказа Минцифры, дата отбора конкурсной комиссии, дата заключения соглашения и дата перечисления денежных средств заявителю. Нужно вписать те же даты, что и в плане. Если будет допущено нарушение сроков в предоставлении отчетности, то этот факт негативно повлияет на решение комиссии о предоставлении субсидии.
Возникающие вопросы можно уточнить у специалистов министерства по указанным на слайде контактам.
Выступившая затем Надежда Шальнева уточнила некоторые детали подачи заявок для электронных СМИ.
Несмотря на то, что в техническом плане подача заявок происходит по аналогии с печатными СМИ, имеются следующие отличия:
– заявка подается на поддержание в сети интернет САЙТА. Не на создание какого-то проекта, а именно на поддержание в сети интернет конкретного интернет-ресурса. Поэтому следует обратить внимание на то, что в названии проекта указывается название интернет-ресурса в соответствии со свидетельством о регистрации СМИ.
– от организации, которая является учредителем электронного издания, подается только одна заявка. Если по печатным СМИ можно подать заявки на три проекта в рамках одного издания, то по электронным СМИ – одна заявка от одного электронного издания.
– в названии проекта на портале при подаче заявки всплывает предупреждение о недопустимости кавычек или каких-то иных знаков в названии, но в требованиях к заявке ясно говорится, что наименование СМИ должно быть указано в точном соответствии со свидетельством о регистрации СМИ. Этот казус можно обойти, просто скопировав название из текстового файла и вставив скопированную надпись в окошко на портале.
– при составлении сметы нужно учитывать перечень направлений затрат, который представлен в нормативной документации.
– решение по сумме субсидии принимается коллегиально на конкурсной комиссии, членами комиссии оценивается смета, сценарная концепция и оформление заявки в целом. Сумма субсидии сильно зависит от сметы расходов, от охватов аудитории, от посещаемости интернет-ресурса.