Как развивать медиа в Дзене
Рассказываем, что такое «Яндекс. Дзен», какие инструменты для медиа есть на платформе и как эффективно использовать их для развития своего канала.
Карточки подготовлены Альянсом независимых региональных издателей (АНРИ) по материалам вебинара Кристины Ропперт, менеджера по работе с медиа в «Яндекс. Дзен».
Видео вебинара можно посмотреть здесь.
1.
Что такое Дзен?
«Яндекс. Дзен» — это мультиформатная платформа для медиа, блогеров и брендов. Изначально площадка создавалась как агрегатор новостей из СМИ, но эволюционировала в полноценную платформу для взаимодействия с аудиторией: сейчас авторы Дзена могут размещать публикации в разных форматах, искать новую аудиторию, монетизировать контент.
Ежедневно «Яндекс. Дзен» открывают около 22 млн пользователей, проводя на площадке в среднем 45 минут в день. Сервис используют 50 тысяч активных авторов.
Приложение особенно популярно в Москве и Санкт-Петербурге (34% аудитории Дзена), а также в городах-миллионниках (25%). Мужчины и женщины потребляют контент почти одинаково (48% и 52%, соответственно). Основная аудитория «Яндекс.Дзен» (45%) — люди в возрасте 25-44 лет.
Площадку используют как федеральные, так и региональные медиа. Среди них: «Комсомольская правда» (1,1 млн подписчиков), Lenta.ru (714 тыс. подписчиков), РБК (493 тыс. подписчиков), «Фонтанка.ру» (76 тыс. подписчиков), E1.RU Новости Екатеринбурга (49 тыс. подписчиков), «Южный Федеральный» (64 тыс. подписчиков).
2.
Какие в Дзене есть форматы?
Пост: короткое сообщение до 1500 знаков, которое пользователи читают прямо в ленте Дзена. Внутри можно разместить до десяти картинок, ссылки. Создать пост можно во встроенной студии Дзена или настроить автоматизированный постинг из Telegram (с помощью бота), конвертировать сообщения из RSS-ленты (см. ниже). Пока автоматизированные сервисы позволяют копировать только текстовые посты, однако скоро разработчики Дзена предоставят авторам возможность «забирать» в ленту и видео.
Подробнее о создании постов на Дзене можно узнать здесь.
Статья: это лонгрид с заголовком. Внутри статьи можно размещать картинки, ссылки, эмбеды (встраиваемые элементы с внешних ресурсов) с публикациями из соцсетей, точки на карте. Изображения могут пролистываться, как галерея. В ленте Дзена статьи отображаются как картинка с заголовком, и чтобы пользователь прочитал материал, надо добиться его внимания и клика.
Подробнее о создании статей на Дзене можно узнать здесь.
Видео: Дзен позволяет публиковать видео продолжительностью от десяти секунд до трех часов. Файлы отображаются прямо в ленте и проигрываются автоматически. По опыту авторов Дзена, оптимальный хронометраж видео составляет 2-3 минуты — такие файлы досматривают лучше всего.
Медиа, как правило, публикуют новостные видеосюжеты, репортажи, редакционную аналитику, телепередачи и эфиры.
Подробнее о создании видео на Дзене можно узнать здесь.
Ролик: короткий формат мобильного вертикального видео (соотношение сторон 9:16) продолжительностью до двух минут. Ролики можно снимать и загружать на Дзен с помощью смартфона.
Среди пользователей сервиса особенно популярны новостные ролики, отрывки с места событий, аналитика, мемы, образовательные видео.
Подробнее о создании роликов на Дзене можно узнать здесь.
Трансляции: прямые эфиры для общения с аудиторией продолжительностью до 24 часов. Трансляции могут запускать каналы с более ста подписчиками — на десктопе, с одной тысячей подписчиков и более — на телефоне. Во время трансляции пользователи могут оставлять комментарии, а авторы — собирать донаты.
Подробнее о запуске трансляций на Дзене можно узнать здесь.
3.
Какие инструменты Дзена пригодятся медиа?
Автоматическая публикация постов: редакция может подключить сайт к каналу в Дзене и настроить передачу RSS-ленты с отметками, какие материалы будут перенаправляться на канал. Это удобный инструмент для медиа с большим количеством соцсетей и плотной повесткой.
Telegram-бот: позволяет настроить автопостинг из Telegram.
Счетчик веб-аналитики: счетчик сайта (Яндекс Метрика, LiveInternet и др.) можно подключить к каналу в Дзене — в результате статистика канала будет суммироваться с данными о посещении сайта СМИ. Итоговая цифра может пригодиться в работе рекламного отдела.
Монетизация контента: авторы каналов с минимум ста подписчиками могут подключить монетизацию и получать деньги за просмотры. Существуют и другие способы заработка на Дзене, например, размещение нативной рекламы.
Закрепленные материалы: авторы могут закреплять публикации в шапке канала. Это может быть рассказ о канале или краткие ответы на главные вопросы, актуальный материал или анонс события.
Репосты публикаций других каналов: повысить читаемость и привлечь новую аудиторию можно с помощью кросс-постинга новостей из других каналов.
Короткая ссылка на канал: авторы могут заменить автоматическую ссылку на красивое название.
Подборки: разработчики «Яндекс. Дзен» готовят нововведение — возможность создавать рубрикаторы. Это позволит авторам расставить акценты на канале и рассортировать материалы по рубрикам.
4.
Как вести канал, чтобы привлечь аудиторию?
Основная задача авторов на Дзене — превратить читателя в подписчика. От числа подписчиков зависят охваты (лента сначала показывает пользователю посты каналов, на которые он подписан), дочитываемость и количество комментариев, а также монетизация (заработок в Дзене связан с числом активных подписчиков канала).
Привлечь аудиторию может помочь:
- Хорошее оформление канала: актуальное название, краткое описание, ссылка на сайт, логотип.
- Регулярный постинг: на этапе запуска Дзен рекомендует авторам публиковать как можно больше контента на канале и изучать, какие материалы нравятся аудитории.
- Использование разных форматов
- Приглашение аудитории из других соцсетей.