Журналисты смогут обсудить концепции по корректировке законов об «иноагентах» – АЛЬЯНС НЕЗАВИСИМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗДАТЕЛЕЙ
EN

Журналисты смогут обсудить концепции по корректировке законов об «иноагентах»

13 января 2022 прошла первая дискуссия о регулировании в сфере «иноагентского» законодательства. Инициаторами серии обсуждений выступили четыре профильные комиссии Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), организацию серии мероприятий взяла на себя Московская Хельсинкская группа.  Следующее мероприятие состоится 3 февраля. На нем представители профессионального сообщества смогут ознакомиться с концепциями текущих законодательных инициатив по корректировке законов об «иноагентах».

13 января 2022 прошла первая дискуссия о регулировании в сфере «иноагентского» законодательства. Инициаторами серии обсуждений выступили четыре профильные комиссии Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), организацию серии мероприятий взяла на себя Московская Хельсинкская группа. 

В рамках встречи эксперты-правоведы, представители НКО и правозащитники, внесенные в реестр «СМИ-иноагентов» в личном качестве, обсудили правоприменительную практику (в том числе и в региональном разрезе), международные нормы и основные инициативы по внесению поправок в действующее законодательство. В дискуссии также участвовали представители региональных законодательных собраний, Общественных палат и Уполномоченных по правам человека. 

«Оптимальным результатом этих слушаний может стать достижение консенсусных позиций, которые могут послужить базой для корректировки законодательства об иностранных агентах», – заявил член СПЧ Николай Сванидзе.   

На встрече со СПЧ в декабре 2021 года Владимир Путин обозначил, что регулирование в сфере «иноагентского» законодательства должно обсуждаться с профессиональным сообществом. Для того, чтобы начать этого обсуждение в конце декабря профильные комиссии СПЧ (ПК 1 по развитию институтов гражданского общества, ПК 2 по личным правам, ПК 3 по политическим правам и ПК 7 по правам человека в информационной сфере) инициировали серию мероприятий для расширения всесторонних консультаций с представителями профессионального сообщества. 

Следующее мероприятие состоится 3 февраля. На нем представители профессионального сообщества смогут ознакомиться с концепциями текущих законодательных инициатив по корректировке законов об «иноагентах». К участию приглашаются авторы законопроектов фракций «Новых людей» и «Справедливой России» в Государственной Думе, а также фракции «Яблока» в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга.

О регистрации на дискуссию организаторы сообщат дополнительно.

Почему многие аспекты применения «иноагентского» законодательства являются дискриминационными — читайте в докладе  «ОВД-Инфо» (внесен в реестров «иноагентов»).


«Иноагенты»: новые и старые

Первый реестр «иностранных агентов» появился в России в 2013 году – после изменений в Федеральном законе «О некоммерческих организациях…». Тогда сторонники этих изменений декларировали, что основная их цель – простое повышение прозрачности работы некоммерческих организаций. Сейчас на уровне официальной риторики открыто признается, что сторонники этих норм рассматривают «иностранных агентов» как угрозу национальной безопасности. 

По состоянию на январь 2022 в России есть четыре категории «иностранных агентов»:

·  Некоммерческие организации;

·  СМИ-«иностранные агенты»;

·  Физические лица-«иностранные агенты»;

·  Незарегистрированные объединения-иностранных агентов.

С точки зрения законодательства не имеют значения ни страна регистрации НКО и СМИ, ни гражданство физического лица. Для внесения в реестр достаточно (1) широко понимаемой «политической деятельности» и (2) широко понимаемого «иностранного финансирования» (для физических лиц таким финансированием может стать даже перевод от родственника, проживающего за границей). 

Основания и даже процедуры внесения в реестры не прописаны четко и постоянно меняются. Так, по закону «О некоммерческих организациях…» НКО должна быть уведомлена о начале проверки и угрозе внесения в реестр «иноагентов» заранее. Однако для СМИ и физлиц, вносимых в реестры иноагентов, такие уведомления не требуются. На практике наблюдается общая тенденция к унификации процедуры, в результате чего некоторые НКО получили статус «иноагента» без подобного уведомления. 

Из-за отсутствия четких формулировок и постоянно «совершенствующейся» правоприменительной практики все категории иностранных агентов сталкиваются с неопределенностью. Физическим лицам, внесенным в реестр, может грозить уголовная ответственность за «систематическое нарушение» требований законодательства – то есть, после получения двух административных протоколов о неисполнении тех или иных обязанностей. В соответствии с нормами так называемого «Закона Димы Яковлева» (Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации») и опубликованного в октябре 2021 года Приказа Федеральной службы безопасности (Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 28.09.2021 № 379 "Об утверждении Перечня сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным государством, его государственными органами, международной или иностранной организацией, иностранными гражданами или лицами без гражданства могут быть использованы против безопасности Российской Федерации"), граждане России также могут быть привлечены к уголовной ответственности за «невключение» самих себя в реестр «иностранных агентов», в случае если они «целенаправленно собирали» информацию, не относящуюся к государственной тайне, но указанную в специальном перечне ФСБ.

Те же требования закона, по которым на сегодняшний день имеется консенсус, влекут за собой дискриминацию и нарушение права на частную жизнь. Требования «иноагентского» законодательства также могут воспрепятствовать выполнению законных обязанностей представителей отдельных профессий. Например, адвокаты, внесенные в реестр в личном качестве, не могут соблюсти адвокатскую тайну для своих доверителей, так как закон требует от них не только отправки отчета обо всех доходах и расходах в Министерство юстиции, но и публикации этой информации в открытом доступе.