Кейсориум: опыт успешных журналистских
краудфандинговых проектов
Рассказываем, зачем журналисты запускают краудфандинговые проекты, и представляем пошаговые кейсы четырех успешных крауд-проектов на Planeta.ru:
- как команде екатеринбургского независимого медиа It's my City удалось перезапуститься с помощью читателей;
- как журнал Seasons of life, оставшись в пандемию без рекламных бюджетов, смог выпустить тираж благодаря поддержке сообщества;
- как единственный в России журнал для слепоглухих людей «Ваш собеседник» смог привлечь внимание Артемия Лебедева к своему проекту и значительно расширить аудиторию после запуска крауд-кампании;
- как бывшая журналистка «Газеты.Ru» Аида Леванова смогла выпустить книгу, продвигая проект через новые медиа.
Карточки подготовлены по материалу вебинаров Натальи Игнатенко, PR-директора краудфандинговой платформы Planeta.ru, в рамках проекта Альянса независимых региональных издателей (АНРИ) с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Запись вебинара можно посмотреть в разделе «Видео».
1.
Кейс №1: перезапуск It`s my City
В конце 2016 года команда независимого екатеринбургского портала It's my City решила перезапустить сайт с помощью краудфандинга. Финансовая цель составила 250 тысяч рублей: 120 тысяч рублей редакция планировала потратить на работу программистов и дизайнеров, 130 тысяч — на работу редакции в течение первых двух месяцев после перезапуска. Необходимую сумму удалось собрать за полтора месяца.
Что сработало:
- Изучение основ: перед запуском крауд-проекта команда ознакомилась с практическим пособием по краудфандингу Planeta.ru.
- Тщательная подготовка: две недели ушло на создание коммуникационной стратегии, поиск партнеров, формулирование посыла к читателям и упаковку проекта.
- Личное участие издателя Дмитрия Колезева: он стал менеджером проекта, который представлял краудфандинг партнерам и читателям, создавал инфоповоды.
- Система вознаграждений: соучастникам предлагали пожертвовать деньги за «спасибо» либо получить различные бонусы (пригласительные билеты на городской фестиваль, авторскую экскурсию по Екатеринбургу, книги об архитектуре или открытку от известного екатеринбуржца).
- Лоты от городских предпринимателей: вместо размещения рекламы журналисты предложили партнерам предоставить вознаграждение для краудфандинга. Например, лотами стали корзина деликатесов от местного фермера и сертификат на сет авторских коктейлей в баре. Взамен предприниматели получили ту же рекламу, а команда — инфоповоды: каждый лот освещался на сайте и в соцсетях.
- Информационная поддержка: в день запуска проекта о крауд-кампании написали другие городские СМИ. Кроме того, партнеры проекта рассказали в соцсетях о старте краудфандинга (об этом журналисты договорились заранее).
- 13 новостей о ходе крауд-кампании на сайте It's my City за месяц: журналисты отмечали заметкой каждый важный этап краудфандинга (запуск, отдельные лоты, ход кампании, отправка вознаграждений соучастникам и т.п.).
2.
Кейс №2: журнал для слепоглухих и Артемий Лебедев
В 2016 году единственный в России журнал для слепоглухих людей «Ваш собеседник» открыл краудфандинг, чтобы собрать недостающее финансирование для выпуска тиража.
Финансовая цель кампании составила 400 тысяч рублей, ее удалось собрать почти полностью.
Что сработало:
- Тщательная подготовка: в течение двух месяцев редакция писала тексты, договаривалась с партнерами о вознаграждениях, готовила фотографии и видеообращение главного редактора;
- Система вознаграждений: журналисты сотрудничали с партнерами, которые также занимаются поддержкой слепоглухих людей (например, производят яблочные чипсы или варенье с привлечением работников с инвалидностью).
- Поиск новых партнеров: редакция не стеснялась обращаться за поддержкой к незнакомым проектам и блогерам. В результате музей современного искусства «Гараж» предоставил в качестве лотов пригласительные. На проект обратил внимание дизайнер Артемий Лебедев и предоставил книги в качестве вознаграждений, а также упомянул краудфандинг в своем блоге.
- Запуск флешмоба «Ваш собеседник» в День российской печати: журналистам предложили написать пост о самом ярком собеседнике и рассказать о краудфандинге одноименного журнала.
- Публикации о краудфандинге или флешмобе в медиа.
3.
Кейс №3: выпуск тиража журнала Seasons of life
В 2020 году лайфстайл-журнал Seasons of life, оставшись в пандемию без рекламных бюджетов, запустил краудфандинг для выпуска тиража.
Финансовая цель проекта составила 500 тысяч рублей, команде удалось «перевыполнить» план и собрать на 130 тысяч больше.
Что сработало?
- Тщательная подготовка: всего за неделю редакция написала тексты, разработала единообразное оформление, подготовила фотографии и заставки, записала видеообращение.
- Вирусное видео: журналисты записали позитивный ролик, в котором обыграли тему самоизоляции в Москве.
- Система вознаграждений: команда подготовила многочисленные лоты от партнеров (книги, фотосессии, ужины в ресторане, интерьерные краски, сдача помещения для проведения мероприятия и т.п.). Разнообразие лотов и их многочисленность побудили читателей поддержать проект несколько раз.
- Рассылка: сразу после запуска проекта команда подготовила специальный выпуск рассылки для читателей, разместила на сайте баннеры. Рассказывая о крауд-кампании, журналисты акцентировали внимание на предвкушении от работы над новым номером.
- 12 постов о ходе краудфандинга в Instagram журнала (основная площадка для общения с читателями издания) за два месяца крауд-кампании.
- Отложенные цели проекта: уже в ходе крауд-кампании команда опубликовала инфографику и показала, что сможет сделать, если соберет больше заявленной суммы.
4.
Кейс №4: выпуск книги
В 2021 году Аида Леванова, бывший журналист «Газеты.Ru», собрала более миллиона рублей на выпуск книги об экологичном образе жизни.
Что сработало:
- Тщательная подготовка: автор разработала макет книги с дизайнером, оформила проект, подготовила тексты, договорилась с партнерами о лотах и сняла видеообращение.
- Скидка для первых участников: всем, кто успел оформить предзаказ книги, автор предоставила 30%-ую скидку.
- Личные обращения к друзьям и знакомым: автор предлагала предзаказать книгу или поделиться новостью о краудфандинге со своими подписчиками. По наблюдению самой Левановой, личные обращения принесли около 40% всей собранной суммы.
- Публикация глав из книги в тематических СМИ с указанием ссылки на краудфандинг.
- Участие в программе «Планета поддерживает»: часть книг была выкуплена площадкой для размещения в собственном магазине.
5.
Чек-листы успешной краудфандинговой кампании
При подготовке крауд-проекта важно учитывать все нюансы. Ответы на главные вопросы о краудфандинге можно найти в карточках АНРИ и чек-листах, которые «Планета» подготовила для авторов.
1. Как запустить крауд-проект?
Что такое краудфандинг, как подготовить крауд-проект, записать видеообращение и продвигать крауд-контент мы подробно рассказали в карточках «Как создавать успешные краудфандинговые медиапроекты» и «Краудфандинг: техники продвижения вашего проекта».
2. Счастливые тринадцать. Как «оживить» сбор крауд-проекта.
Этот список поможет вам в том случае, если сборы в проекте остановились. В чек-листе вы найдете тринадцать способов привлечь внимание аудитории и расширить круг участников вашей кампании.