EN

​Съемочный процесс и монтаж видео на телефоне. Основы

Рассказываем про азы мобильной журналистики и видеоблогинга: как снимать видео на телефон, выстраивать кадры и планы, выставлять свет, делать склейки и что для этого нужно.

* Карточки подготовлены по материалу вебинара журналиста, режиссера, преподавателя Школы Дизайна ВШЭ Юлии Меламед в рамках проекта Альянса независимых региональных издателей (АНРИ) с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Видеозаписи вебинаров доступны в разделе видео.

​1.

​​​Что такое мобильная журналистика?

MOJO или mobile journalism — направление в журналистике, когда основным устройством, используемым для создания и редактирования изображений, аудио и видео, является смартфон. Сегодня мобильные журналисты успешно конкурируют с традиционным трио из оператора, осветителя и корреспондента. При этом мобильный журналист обладает большей «маневренностью», так как для работы ему достаточно смартфона, селфи-палки или ручного стабилизатора, аппаратуры для записи звука (микрофон для мобильного телефона, адаптер). Если неидеальные кадры для СМИ допустимы, то некачественный звук — нет.

Мобильный журналист Джефф Семпл показывает, как он снимает репортажи для CBC News

​​2.

Какие существуют правила съемки на мобильный телефон?

Мобильная съемка имеет свои особенности, и для создания качественного видео следует:

  • Избегать лишних движений и, соответственно, тряски.
  • Не использовать Zoom и наезды для укрупнения изображения: расположение человека в кадре меняется в паузах либо в момент вопроса корреспондента (подробнее о «крупностях» — в следующей карточке). Если такой возможности нет, следует снимать видео с двух телефонов, заранее спланировав крупность плана и ракурс.
  • Избегать панорам. Снятая на телефон панорама будет плохо считываться зрителем, к тому же их надо уметь снимать: двигаться от одной смысловой точки к другой, начиная и заканчивая панораму короткой статической съемкой.
  • Выстраивать планы. Камера телефона снимает видео с большой «глубиной резкости», поэтому глубину кадра можно создать с помощью планов (передний, средний, дальний), например, если в кадр на передний план добавить предмет, то фон будет более размытым, а кадр — интересным.

Разные планы в мобильном репортаже


  • Использовать титры для видео в соцсетях: многие интернет-пользователи предпочитают смотреть ролики без звука, поэтому нужно дублировать закадровый текст и комментарии титрами.

Кстати, горизонтальный кадр уже не считается эталоном, а вертикальный — любительским: почти половина роликов в Интернете снимается вертикально, появились фестивали профессиональных вертикальных роликов, запускаются крупные познавательные спецпроекты.

Один день из жизни итальянского фермера. Ролик-участник фестиваля «Nespresso Talents-2016»

​3.

Как снять интервью на мобильный телефон?

Грамотное с точки зрения картинки интервью предполагает правильное построение кадра и расположение камер:

  • Кадр должен быть выстроен согласно правилу третей: композиция кадра делится на трети, объекты располагаются на одной из линий или в местах их пересечений. 
  • Съемка и монтаж «через крупность»

Крупность плана — понятие в кинематографе и на телевидении, обозначающее расположение камеры, при котором человек будет занимать ту или иную часть кадра. Планы могут быть общие (человек занимает малую часть кадра), ростовые (в полный рост), средние (по колени, пах, грудь), крупные (лицо), суперкрупные и детальные. Подробнее о крупности планов можно узнать здесь.

Для монтажа видео понадобится смена картинки, и секрет заключается в том, что близкие по крупности планы не монтируются. Например, для съемки интервью можно записать крупный план по плечи и среднеобщий — по колени (если человек сидит). Такие кадры можно смонтировать красиво, тогда как слишком близкие по крупности планы заставят объект в кадре «дергаться».

Выбирая крупность, следует помнить о задаче. Так, суперкрупный план лица для репортажа необязателен: он слишком близкий и воспринимается зрителем как интимный.

  • Расположение героев и интервьюера

Традиционное интервью снимается согласно правилу «восьмерки»: камеры должны располагаться с одной стороны от участников беседы.

Герою не следует смотреть прямо в камеру, его взгляд должен быть направлен в ту сторону, где больше «воздуха». Если интервьюера нет в кадре, то его вопросы надо замаскировать: убрать из видео или добавить титрами при монтаже.

  • Использование подсъемок

Интервью следует перекрывать подсъемками (деталями, действиями), чтобы «говорящей головы» в кадре было меньше. Интервью может быть полностью перекрыто другими кадрами.

Интервью, полностью перекрытое подсъемками

​​4.

Как выставить свет для видео?

Камера не любит резкого солнечного света, поэтому на улице стоит снимать или во время восхода или заката (но не в полдень), или в тени, или в пасмурную погоду, в помещении — закрыв занавески.

Основной свет должен располагаться слева или справа от героя под углом 45 градусов немного выше штатива («светить герою в глаз»). Таким светом можно ограничиться. Если герой стоит у окна, его следует записывать полубоком.

Подробнее о вариантах света для съемки в домашних условиях можно узнать здесь.

​​​5.

Какие приложения и технику можно использовать для съемки на мобильный телефон?

Для съемки на смартфон можно просто использовать встроенную камеру либо установить специальное приложение. Специальные сервисы позволяют стабилизировать изображение при съемке, настроить баланс белого и скорректировать степень освещенности, а также установить соотношение сторон кадра (например, для видео в соцсетях).

Приложения: ProMovie (для iOS), Filmic pro (iOS и Android) и др.  

Для записи качественного звука необходимо приобрести специальную аппаратуру, например, микрофон Sennheiser AVX или Rode и адаптер XLR, из более доступных — проводной микрофон Rode.

​​​​6.

По каким принципам осуществляется монтаж видео?

На заре кинематографа кадры строились в основном как фотографии общего плана, их склеивали механически, просто соединяя части.

В 1929 году советский режиссер Лев Кулешов провел эксперимент, продемонстрировавший появление нового (иного) смысла от сопоставления двух кадров. Кулешов соединил кадр с задумчивым лицом актера Ивана Мозжухина с тремя разными вариантами: тарелкой горячего супа, умершим ребенком и молодой женщиной. И хотя выражение лица актера во всех случаях оставалось неизменным, зрители пришли к выводу, что в первом случае герой голоден, во втором — опечален смертью ребенка, в третьем — влюблен.

Так был открыт основной принцип монтажа — «эффект Кулешова»: последовательность кадров раскрывает смысл видео.

Одно из главных правил монтажа любого видео – склейка должна быть незаметной. Незаметности можно добиться следующими способами:

  • Склеивать кадры на активной фазе движения, например, во время взмаха руки.
  • Соединять аудиодорожки на сильных долях, прибавляя еще три кадра.
  • Не обрывать панорамы: начинать и заканчивать съемку панорам следует короткими статичными фрагментами.
  • Следить за светом в кадре: фрагменты видео не должны отличаться по свету.
  • Следить за цветом в кадре: кадры не должны резко отличаться по цвету.

Профессиональные операторы также применяют внутрикадровый монтаж, когда крупности меняются внутри одного кадра без склейки за счет того, что объект приближается или отдаляется от камеры, либо камера приближается или отдаляется от объекта.

Внутрикадровый монтаж. Сцена из фильма «Щит и меч»


При монтаже видео достаточно прямой склейки, не стоит использовать эффекты «шторок» или наплывы, которые часто предлагают монтажные программы. При монтаже фотографий допустим эффект перехода через черное поле.

​7.

Когда склейка может быть заметной?

Прием jump cut или «скачок» нарочно использует заметную склейку в монтаже, когда объект резко меняет свое положение в кадре. С помощью такого монтажного приема, например, можно получить эффект прыжка во времени.

Jump cut в фильме «Магазинчик ужасов»


Сегодня jump cut часто используют видеоблогеры, чтобы сделать ролики более динамичными.

Как использовать jump cut в видеоблоге

​​8.

​​​​Как склеивать звуковые дорожки?

Для соединения звуковых дорожек используется непрямая склейка J-cut и L-cut, когда аудиодорожки накладываются друг на друга с захлестом влево (J-cut, наложение похоже на букву J) или вправо (L-cut).

Самый лучший и простой способ соединить сцену – сделать захлест по звуку, чтобы аудиодорожка немного опережала видео. Зритель в таком случае сначала слышит звуки будущего кадра, а потом видит картинку происходящего.

Склейки J-cut и L-cut. Как использовать?

​​​9.

​​​Какие приложения для монтажа существуют?

Владельцы iPhone могут воспользоваться бесплатным приложением iMovie, обладатели  Android – PowerDirector.

Профессиональные платные сервисы можно приобрести, например, у Adobe (Premier Rush – для мобильных телефонов, Premiere Pro – для ПК).