СМИ не в списке. Что делают издатели?
СМИ не в списке. Что делают издатели?
Правительство России опубликовало рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости, а затем внесло в него изменения, исключив ряд позиций, в том числе бумажные СМИ. По задумке Правительства, компании, которые обеспечивают населения товарами первой необходимости, смогут работать в нерабочую неделю, введенную президентом для борьбы с коронавирусом COVID-19. Перечень может дополняться региональными властями с учетом потребностей той или иной территории.
Как пояснила Альянсу независимых региональных издателей (АНРИ) старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова, несмотря на название, перечень носит не рекомендательный, а обязательный характер, поэтому соблюдать его необходимо. В перечне отсутствуют СМИ как товар первой необходимости и логично встает вопрос: а правомерно ли будет выпускать печатные издания и продавать их через газетные киоски?
«С одной стороны, в Указе Президента от 25.03.2020 года об объявлении в России нерабочих дней отдельно оговорено, что организации, осуществляющие производство и выпуск СМИ, обязаны определить численность работников, обеспечивающих с 30 марта по 3 апреля 2020 г. функционирование этих организаций. И это вроде бы означает, что несмотря ни на что, редакции СМИ (как и органы власти, которые также должны определить численность своих работников) будут обеспечивать бесперебойную работу и выполнять свою главную задачу - информировать общество.
С другой стороны, есть распоряжение, которым устанавливается, что граждане на период нерабочих дней должны быть обеспечены продуктами питания и товарами первой необходимости, к которым средства массовой информации не относятся.
Очевидно есть пробел и неясность в регулировании, поэтому ответить на вопрос однозначно сложно. Но несмотря на отсутствие в перечне необходимых товаров печатных изданий и иных СМИ, обязанность редакций непрерывно работать во время нерабочих дней является очевидной. К тому же в распоряжении Правительства есть лазейка, позволяющая газетным киоскам и дальше реализовывать печатную продукцию: «При реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в перечень». Если киоск продает, например, салфетки, туалетную бумагу или спички, это уже само по себе дает ему право торговать и газетами», - пояснила Светлана Кузеванова.
Что делают издатели?
Уже известно, что «Известия» и «Ведомости» приостановили до 6 апреля выпуск печатных версий. Альянс независимых региональных издателей узнал у региональных издателей, как они справляются с новыми обстоятельствами:
Алексей Липницкий, генеральный директор ООО «ИМИДЖ-ПРЕСС» (г. Архангельск):
Сегодня мы выпустили очередной номер газеты «БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск», увеличенного объема, следующий номер планируем пропустить, поскольку пока даже не очень понятно, сможем ли мы распространить в газету в условиях перехода региона на новые эпидемические ограничения.
Пока работаем удаленно, собирая оперативные материалы для сайта и для будущих номеров газеты. Газета для пенсионеров «Домашняя жизнь» выходит еженедельно и по графику. «Почта России» обещает отправить ее подписчикам по области. Типография тоже готова работать.
Валерий Безпятых, издатель газеты «Городские вести» (г. Ревда):
Пока перешли на [выпуск газеты] раз в неделю, почти всех увели на удаленку. Убили подписку без доставки, чтоб пенсионеров не собирать. Подписки у нас много, курьеров пока не запретили - разносить планируем. Но при текущей нулевой рекламе… Если не будет существенной помощи от государства или возможности полностью заморозить деятельность и расходы на месяц-три... Не вытянем.
Георгий Рудницкий, генеральный директор «Вечерней Москвы»:
Мы издаем шесть бумажных газет, и пока выпускаем их все, но следим за решениями Правительства РФ и мэра. Киоски пока работают, к тому же мы используем и другие способы распространения газет: в метро, по почтовым ящикам. В этом смысле пока ничего не изменилось.
Ирина Самохина, генеральный директор ИД «Крестьянин» (г. Ростов-на-Дону):
У нас больше 80% тиража расходится по подписке и сейчас это в некотором роде сыграет нам на руку: «Почта России» продолжит доставку подписных тиражей. Но продажи почтовой розницы точно не будет, потому что отделения закрыты. Предприниматели, выкупавшие часть розницы, аннулируют заказы. Часть тиража придется снять. Потери будут большие.
Мария Христофорова, гендиректор Издательского дома «Ил Тумэн», председатель Ассоциации национальных СМИ (г. Якутск):
Новый 2020 год в Якутии мы встретили уже по сложившейся «традиции» с новыми расценками на печатные услуги. Позже свои коррективы внесли неустойчивый рубль и то, что валюта сильно подорожала. Что коснулось расходников для типографий.
Сегодня главная тема дня - это борьба с коронавирусом, она практически заморозила деятельность очень многих направлений бизнеса, в том числе и наш печатный издательский бизнес, который и без того находился в глубоком кризисе. Рекламный рынок еще с прошлого года стал падать стремительно. И вряд ли он даже после вирусной эпопеи поднимется.
Что хочу сказать в данной связи? Конечно, нас первый перечень, опубликованный правительством РФ, очень обнадежил, где в перечень первоочередных товаров народного потребления были включены печатные СМИ. Но второй список поверг нас в печаль. Сегодня в редакции поступает много звонков - люди, оформившие подписку на полугодие, сидят по домам и хотят читать газеты. Надо признать, все устали от текущей информации, похожей на сводку военных действий, состоящей из количества зараженных, заболевших. Людям сейчас необходима авторская журналистика, которой доверяет читатель, и они уже поняли, что есть потребность в аналитических материалах.
Кризис оголил очень многие проблемы и в экономике, и в здравоохранении, в образовании и в других отраслях жизнеобеспечения. К примеру, в дистанционном обучении, которое вводится у нас по всей республике. Люди желают читать разъясняющие, анализирующие карантинные и кризисные обстоятельства материалы. Пытаются разобраться, как дальше будет выглядеть ситуация, жизнь в регионах и в стране. В связи с этим нашими редакциями принято решение не останавливать издание газет. Читатели подписались на полгода вперед, и мы не можем не оправдать их доверие, их ожидания.
На сегодняшний день наши киоски «Горпечати» переходят в режим, можно сказать, ЧС: они объявили о доставке прессы. Правда, это в масштабах города Якутска. Переориентировав товарный ряд, они включили в список те жизненно необходимые товары, которые сегодня определены нашим правительством. Вместе с газетой доставляем маски, перчатки, средства гигиены, дезинфекции. Также для дачников доставляется семенная продукция, для школьников – канцтовары.
Хочется верить, что в рекомендованный правительством РФ перечень региональные власти включат печатную прессу. Нам необходимо выжить, потому что в нашей республике национальная печать являлась наравне с книгоизданием практически последним оплотом распространения и сохранения родного языка. Под угрозой срыва подписная кампания на II полугодие 2020 года. Необходимо обратиться к ФГУП «Почта России» с просьбой об объявлении декады в мае и июне, в начале месяца, с учетом времени выдачи пенсий, зарплат.
АНРИ продолжает следить за ситуацией. 27 марта Альянс направил обращение премьер-министру Михаилу Мишустину, предложив Правительству РФ включить СМИ в перечень поддерживаемых государством отраслей экономики. Союз журналистов России разделил обеспокоенность ситуацией и поддержал обращение АНРИ к Мишустину.
Обращение опубликовали многие региональные издатели: «Омутнинские вести+», «Клопс», интернет-журнал «7х7»,* «Курьер. Среда. Бердск», «Коломна-Справка.ру», Агентство новостей ТВ2, интернет-газета «Глас народа», «Казанские ведомости», портал газеты «Золотая горка».
Проблемы СМИ не остаются незамеченными: Минпромторг предложил заморозить экологический сбор, который издатели платят с 2017 года.
*- выполняет функции иноагента
Читайте по теме:
Минпромторг предлагает заморозить экологический сбор
Галина Арапова: «Работа СМИ не должна пострадать при введении карантинных мер»