Реклама в Интернете и маркировка рекламы зрелищных мероприятий. Новые разъяснения ФАС
По материалам юридической секции IX Рекламно-правового форума АНРИ и АНРИ-Медиа, спикер - старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова.
В 2019 году ФАС выпустила несколько разъяснений, в которых отразила позицию службы по разным острым вопросам. Для издателей и редакторов СМИ важны два из них: о маркировке рекламы зрелищных мероприятий и рекламы в Интернете.
Маркировка рекламы зрелищных мероприятий
В разъяснении ФАС указывает, что реклама зрелищных мероприятий (концертов, спектаклей, фильмов и т.п.) должна маркироваться, так как относится к рекламе информационной продукции (печатные издания, аудиовизуальная продукция, сайты и зрелищные мероприятия), которая подлежит возрастной маркировке.
Само понятие зрелищных мероприятий определено в законе о защите детей от вредной информации: это демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий. Причем, по мнению ФАС, этот список мероприятий не окончательный и, в случае возникновения спорного вопроса (относится рекламируемое мероприятие к зрелищному или нет), специалисты будут оценивать рекламу, исходя из ее содержания и обстоятельств размещения.
Реклама в Интернете
Пометки
Вопрос о необходимости помечать рекламу в Интернете пока так и не решен. Мнения юристов расходятся: одни считают, что если напрямую в законе о рекламе не указано, что реклама в Интернете должна маркироваться пометкой «Реклама» или «На правах рекламы», то и делать этого не нужно. Другие указывают на позицию Верховного Суда - реклама в Интернете тоже должна маркироваться соответственно формату (видео, аудио, печатная).
Региональные ФАС также могут занимать разные позиции. Например, есть такая точка зрения - реклама в Интернете обязательно должна маркироваться, иначе остальные СМИ оказываются в неравных условиях с сетевыми изданиями.
В разъяснении от 25 сентября ФАС напоминает, что реклама в Интернете должна соответствовать общим требованиям. Также должны соблюдаться специальные требования, предъявляемые законом к рекламе некоторых товаров и услуг (медицинские услуги, алкоголь, БАДы, оружие и т.п).
ФАС также указывает, что рекламой в Интернете не является: выдача поисковой системой результата обработки поискового запроса (кроме всплывающей контекстной рекламы), справочно-каталожные рубрики и сайты, информация на сайте производителя/продавца (кроме всплывающего баннера с рекламой конкретного товара).
Реклама организаторов азартных игр
Реклама организаторов азартных игр в букмекерских конторах допускается только в сетевых изданиях спортивной специализации.
Реклама в соцсетях
В разъяснении ФАС говорится конкретно о рекламе в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».
ФАС напоминает, что реклама в социальных сетях, как и в Интернете, должна отвечать общим и специальным требованиям. В случае появления ненадлежащей рекламы ФАС вправе обратиться с запросом к рекламодателю или администрации соцсети в поисках рекламодателя и распространителя.
Маркировка рекламы сайтов
Возрастная маркировка необходима, если рекламируется сайт, зарегистрированный как СМИ. Во всех остальных случаях маркировка необязательна.
Если сайт указан в качестве источника дополнительной информации, то такое сообщение не требует указания дополнительной маркировки.
В 2019 году сотрудники ФАС не публиковали разъяснений, касающихся рекламы вина, пива, электронных сигарет и использования в рекламе образа врача. Подробно об этих и других вопросах АНРИ писал в обзоре юридической секции на VIII Рекламно-правовом форуме.
Напомним главное:
Можно ли рекламировать электронные сигареты?
Ст. 7 Закона о рекламе запрещает размещать рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок. Хотя электронные сигареты напрямую в законе не указаны, можно считать, что существующий список ограничений открыт, поэтому рекламировать электронные сигареты нельзя.
Можно ли рекламировать вино или пиво?
Можно рекламировать вино и шампанское, произведенные в России из выращенного на территории России винограда (эту информацию следует уточнить у рекламодателя):
- в печатных изданиях кроме первой и последней страниц, обложек,
- в телепрограммах и в радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени.
Однако сидры под эту норму (реклама отечественного вина) не подпадают – их, как правило, делают из яблок, груш, вишни – но не из винограда – поэтому рекламировать сидр нельзя вне зависимости от того, где его произвели и где собрано сырье.
С 1 января 2019 года вновь начал действовать запрет на рекламу пива – послабления действовали в 2014-2018 годах из-за Чемпионата мира по футболу. Сейчас реклама пива полностью запрещена в печатных изданиях, в теле- и радиопрограммах, Интернете. Однако можно рекламировать безалкогольное пиво.
Как корректно использовать в рекламе образ врача?
Закон «О рекламе» разрешает использовать образы медработников и фармацевтов в ограниченных случаях:
- в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены;
- в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники;
- в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;
- в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Соответственно, СМИ могут использовать образы врачей и аптекарей в рекламе медицинских услуг и средств личной гигиены. В рекламе аптек, медицинской техники, лекарств, продукции медицинского назначения и иных товаров образы медицинских и фармацевтических работников использовать нельзя, так как это нарушит действующее законодательство.
Что понимать под «образом медработника» говорится в разъяснении ФАС от 14 июня 2018 года № АК/43550/18:
1. Визуальный образ врача или аптекаря, в том числе вымышленные персонажи, части тела, силуэты.
2. Наименование специальности медработника (стоматолог, отоларинголог, хирург и т.п.) или профессиональной принадлежности (врач, доктор, фармацевт, аптекарь и т.п.).
3. Другие детали, свидетельствующие об участии в сюжете рекламного ролика врача или фармацевта.