Роспечать опубликовала отраслевой доклад о состоянии периодической печати
21 ноября 2019Роспечать опубликовала отраслевой доклад о состоянии периодической печати «Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития»-2020. Прочитать доклад можно здесь.
Коротко:
- Популярность печатной прессы падает практически во всём мире. Россия здесь не исключение.
- Значительное количество ведущих газет мира в 2019 году продолжили наращивать подписку по модели дозированного (мягкого) или полного paywall. Другими словами, выручка от реализации печатного и электронного контента газет и журналов постепенно превращается в важнейшую статью доходов издателей, стремящихся к тому, чтобы читатель воспринимал печатную периодику как недешёвый, но необходимый в повседневной жизни люксовый продукт с уникальными потребительскими свойствами, которые не присущи другим СМИ.
- К сожалению, процесс монетизации цифровых издательских продуктов пока развивается непросто. Успешные проекты достаточно редки, однако развитие мультимедийности и мультиформатности печатных СМИ всюду в мире ставится во главу угла.
- На фоне мощного кризиса действующей системы платной дистрибуции печатной периодики продолжается определённая миграция части изданий в сегмент бесплатного распространения. Но этот путь тоже таит в себе угрозу превращения таких изданий в «бумажный» спам.
- Аналитика, рафинированная «дробная» публицистика, эксклюзивные интервью, «цепляющие тексты», подробные и яркие ответы на вопрос: «Что это было?» и сжатая до предела концентрация смыслов – в этом видят сегодня индустриальные эксперты основу контента печатных СМИ.
- Бумага и целлюлоза будут дорожать – соответственно, вопрос замены бумажного носителя для печатной прессы на какой-то иной приобретает особую актуальность.
Новыми ключевыми стратегиями на ближайшую перспективу в бизнесе печатных СМИ, скорее всего, станут:
- Переход от двух больших источников дохода печатных СМИ (продажа рекламы и тиражей) к множеству мелких. Наиболее перспективными эксперты считают мероприятия, клубные форматы общения с аудиторией, продажу дополнительных услуг читателям и сервисов рекламодателям.
- Превращение нативной рекламы (официальная реклама с пометкой, творчески воспроизводящая редакционные форматы) в важнейший источник издательских доходов.
- Слияние журналистики с маркетингом. Для сбора целевой аудитории корпорации уже широко применяют журналистские технологии и форматы –развивают корпоративные СМИ, информационные корпоративные порталы, подкасты, видео и пр.
- Приличные деньги за подписку на электронный контент ныне собирают лишь десяток ведущих англоязычных газет мира и некоторые узкоспециализированные журналы. Для остальных такой контент ещё нельзя назвать товаром, за который платят достаточные для выживания деньги. В данных условиях ряд печатных СМИ пробуют продавать обществу не контент как товар, а свою социальную функцию.
Очевидно, что в ближайшие 5–7 лет произойдёт мощнейшая трансформация рынка печатной периодики. А её результатом станет индустрия, адаптированная под вызовы времени – технологические, общественные, мировоззренческие и др.