Экспертному совету по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи предстоит четко обозначить критерии для печатных СМИ, претендующих на получение господдержки – АЛЬЯНС НЕЗАВИСИМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗДАТЕЛЕЙ
EN

Экспертному совету по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи предстоит четко обозначить критерии для печатных СМИ, претендующих на получение господдержки

Экспертному совету по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи предстоит четко обозначить критерии для печатных СМИ, претендующих на получение господдержки. Работу над этим представители медиасообщества начали в июне на заседании совета в Костроме и продолжат в Воронеже 7-8 сентября, об этом Альянсу независимых региональных издателей рассказала председатель экспертного совета Софья Дубинская. Предполагается, что будет подготовлена классификация общественно-политических изданий и выработаны четкие критерии для включения или не включения СМИ в список льготников. «Какую газету считать достойной? Нам иногда доказывают, что какой-нибудь журнал с рецептами тоже общественно-значимый. А нужно поддерживать те газеты, которые действительно должны быть у каждого на столе», – пояснила АНРИ Софья Дубинская.

В начале июня Минкомсвязи опубликовало список СМИ, рекомендованных для получения льготных почтовых тарифов на первое и второе полугодия 2018 года, в него вошли почти 2,5 тыс. изданий. Часть газет, ранее входивших в реестр, в том числе из участников Альянса независимых региональных издателей (АНРИ), в него не попали. Издатели выразили озабоченность по поводу критериев и прозрачности процедуры отбора СМИ в реестр льготников – как выяснилось, даже члена совета не вполне могут обозначить критерии, которым следуют при отборе изданий. На совете прозвучало, что заявки некоторых исключенных изданий пересмотрены и будут включены в льготный список на второе полугодие 2018 года.

АНРИ спросил действующих членов Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи, какие трудности вызывает процедура отбора газет в список «льготников» и какими, по их мнению, должны быть критерии.

Алексей Нечаев, генеральный директор ИД «Каспий» (Астраханская область):

− Есть два сложных момента. Первый – замечания Роскомнадзора. Насколько они принципиальны, как это определять? У издателей бывает много технических замечаний: например, нет запятой или отчества в выходных данных. Может это быть основанием для невключения в список? Полагаю, надо разграничивать технические ошибки и принципиальные претензии Роскомнадзора. И это как раз функции экспертного совета: если у надзорного ведомства есть серьезные претензии к изданиям в округе, за который я отвечаю, я должен узнать о них заранее, разобраться и доложить результат на совете. Все мы столкнулись с тем, что к претендентам на льготу были замечания, но экспертный совет счел их не принципиальными, и представитель Роскомнадзора в итоге с нами согласился. Второй сложный момент – как отличить общественно-политическое издание от развлекательного? Считаю, нужно определить критерии общественно-политического издания. Сейчас ситуация такая, что есть, например, два схожих по тематике издания, и одно в перечень проходит, а другое нет. При этом в наиболее трудном положении находятся общественно-политические издания, которые несут актуальную публицистическую информацию, в которых две трети содержания – это авторские материалы. Со своей стороны готов работать над критериями общественно-политической газеты.

Уточнения требуют и другие критерии, например, срок существования издания на рынке. На мой взгляд, пять лет – это хороший срок, после которого можно включать издание в список. Подписной тираж может иметь значение, но тиражи продолжают таять и стоит подумать, на какой цифре остановиться. Парадоксально, что в льготном списке очень много изданий с микроскопическим подписным тиражом, но они там остаются. Думаю, нужно ввести минимум по тиражу, например, 2-3 тысячи, но сделать исключение для районных газет.

Ирина Самохина, генеральный директор ИД «Крестьянин» (Ростовская область):

− В первую очередь, газета должна быть социально-значимым СМИ, чтобы попасть в этот список. Она должна писать об актуальной проблематике. Ранее часть газет, в том числе и нашего издательского дома − «Аптечка», «Копилка советов» − входили в список, но это в некотором роде лукавство. Мы говорили об этом на Экспертном совете. Есть такая точка зрения: почему «Аптечка» не является социально-значимой, если люди хотят ее выписывать и читать? Я считаю, не является. В условиях ограниченного бюджета мы должны выделять деньги на развитие социально-значимых СМИ, и это общественно-политические газеты. Из других требований: издание, которое может входить в список, не должно быть дайджестом; газету не должен делать один человек, нужна редакция. Условно, около 80% материалов должны быть авторскими. Скорее всего, газета должна выходить не менее трех лет, чтобы эксперты понимали, что издание востребовано.

Вячеслав Белоусов, генеральный директор издательства «Северная неделя» (Архангельская область):

− Нужно определиться с понятием социально-значимого издания. Во время дебатов обсуждалось, зачем поддерживать развлекательные издания. Но люди живут не только общественно-экономическими и политическими страстями, нужны и «дачные» газеты. У нас в издательстве есть газеты «Бабья радость» и «Бабьи хлопоты» с практическими советами и историями женщин, живущих в маленьких городах и селах. Подобные издания и стали «жертвами» (не вошли в список). Согласен, что нужно выработать жесткие критерии и включать в список издания, листая страницы, а не опираясь на название.

Дмитрий Полянин, главный редактор «Областной газеты» (Свердловская область):

− Пресса должна давать потребителю выбор, поэтому разговор о социально-значимых СМИ – это, на мой взгляд, лукавство. Одинаково значимы все СМИ, которые нужны людям, за исключением рекламных и эротических изданий. Все остальные должны иметь равное право на получение поддержки. Нужно сохранить заявительный характер, чтобы издатели сами решали, нужна ли им такая форма поддержки.

Мария Базунова, главный редактор газеты «Знамя победы» (Свердловская область):

− Прежде чем уточнить критерии, нужно понять, чего мы хотим – максимально допустить или максимально отсечь газеты? Если цель ограничить доступ, можно ввести дополнительные критерии, например, установить тираж не менее пяти тысяч экземпляров – тогда в список сразу не пройдет половина районок. По существующим критериям, я не знаю газет (если речи не идет о претензиях Роскомнадзора), которые не могли бы не войти в список, кроме изданий рекламного характера. Думаю, нынешние критерии достаточно мягкие и гибкие. Они созданы, чтобы допустить в список максимальное количество газет, а не отсечь их. Я считаю, этих критериев достаточно. Но, возможно, необходимы разъяснения по линии Роскомнадзора, чтобы разграничить технические и принципиальные ошибки, объяснить «степень тяжести» нарушений, из-за которых газета может быть не допущена в список социально-значимых СМИ. Определенно, в него должны попадать издания, в центре которых стоит человек, его проблемы и интересы. Ни в коем случае не реклама и не глянец.

Сергей Лапенков, исполнительный директор АНРИ (Москва):

− В данный момент мы готовим письмо в Роскомнадзор с просьбой уточнить, какие нарушения они считают весомыми и препятствующими для получения изданиями льготы на подписку. К сентябрю Альянс, конечно, тоже сформулирует предложения относительно критериев отбора и представит их экспертному совету.

Источник: АНРИ