ФАС опубликовала критерии отнесения к рекламе информации в интернете
21 январяФедеральная антимонопольная служба (ФАС) опубликовала критерии отнесения к рекламе информации, распространяемой на отдельных информационных ресурсах в интернете. Мера должна стать частью комплекса регулирования, направленного на налогообложение интернет-рекламы. Эксперты отмечают, что нужны более детальные нормативы для снятия возникающих в связи с дополнительной отчетностью вопросов.
Требования вступят в силу 1 апреля 2025 года. Они станут частью нормативов, обязывающих распространителей рекламы в интернете отчислять в федеральный бюджет 3% от квартального дохода.
Как следует из текста закона, базой будет считаться доход, полученный в течение квартала рекламораспространителями, операторами рекламных систем от услуг по распространению в интернете рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей в России.
Эти отчисления будут использоваться для господдержки правообладателей программ для электронных вычислительных машин или баз данных, включенных в соответствующий реестр, а также для поддержки развития и функционирования информационных ресурсов, перечень которых устанавливается правительством.
Участники рынка отмечают, что главный вопрос сегодня касается исключения двойного и тройного обложения сбором участников рынка и может быть решен на уровне подзаконных актов.
«В отличие от хорошо всем знакомого НДС, в механике сбора не предусмотрена система вычетов, компенсаций или освобождения от уплаты сбора с доходов компаний, которые каждая на своем этапе участвуют в размещении рекламы. Внести ясность можно, если взимать сбор только с первого звена, получающего оплату с рекламодателя: это может быть либо рекламораспространитель, либо оператор рекламной системы, но не оба одновременно», – говорит глава ассоциации «Интернет–видео» Алексей Бырдин.
ФАС выделила три категории интернет-ресурсов, которые явным образом подпадают под новое регулирование.
- Маркетплейсы (позволяют потребителю ознакомиться с предложениями товаров, услуг, заключить договор купли-продажи и произвести оплату наличным или безналичным способом). К таким площадкам сегодня относятся Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркет».
- Классифайды (площадки для размещения пользователями объявлений, касающихся купли-продажи или обмена между пользователями товаров, услуг, недвижимости и т. д.). В первую очередь это «Авито», к такому же типу сервисов можно отнести ЦИАН.
- Поисковые сервисы, предоставляющие пользователю доступ по запросу к запрашиваемой информации в Сети. Очевидно, «Яндекс» в части рекламных объявлений.
По словам директора Практики Digital «Михайлов и партнеры» Сергея Стукалова, даже несмотря на новые представленные ФАС разъяснения для участников рынка, остаются непроясненными сразу несколько вопросов. «С кого будут брать налог? Как будут исчислять налог? С каких сумм, по какой методике? Как разводить рекламные и информационные (нерекламные) кампании в отчетности, чтобы не создавать конфликт с ФНС?» – говорит Стукалов. Кроме того, мера в целом может сделать менее доступной интернет-рекламу для представителей малого и среднего бизнеса, считает он.
В профильной Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) «Российской газете» сообщили, что уже подготовили пакет своих комментариев к новому регулированию.
«АКАР находится в плотном взаимодействии с ФАС, Минцифры и Роскомнадзором. Мы транслируем позицию и вопросы со стороны участников рекламного рынка. В настоящее время ассоциация подготовила и направила предложения по внесению уточнений в проекты постановлений», – заявили в пресс-службе.
Собеседник «Российской газеты» в одной из компаний, подпадающих под новое регулирование, в целом положительно оценивает разъяснения ФАС. «Документ не вводит новых обязанностей для участников рынка. Определение интернет-рекламы остается прежним, поэтому приоритетная выдача на маркетплейсах, агрегаторах и в поисковиках, а также каталоги товаров и объявления частных лиц не считаются рекламой и не облагаются новым сбором. Игроки рынка считают важным сохранить этот подход при реализации закона. Текущее толкование норм поможет избежать сборов с доходов от инструментов, которые рекламой не являются», – говорит он.
Источник: РГ