Платежей ни на Telegram
28 февраля 2024После мартовского расширения рекламной платформы Telegram обещает переводить владельцам каналов половину выручки от нее. Вопрос откладывался с 2021 года: в мессенджере поясняли, что сначала реклама должна покрыть расходы самой платформы. Платежи планируется осуществлять в криптовалюте Toncoin, цена которой после этой новости взлетала на 30%. Но юристы сомневаются, что программа будет работать в РФ, где криптовалюты не признаются средством платежа.
Основатель Telegram Павел Дуров 28 февраля объявил, что в марте позволит рекламодателям из «около сотни новых стран» подключиться ко встроенной в мессенджер платформе. Владельцы Telegram-каналов в этих странах получат доступ к монетизации по модели revenue sharing — им будут перечислять 50% рекламной выручки.
Выплаты будут осуществляться в криптовалюте Toncoin (операции проходят на блокчейне TON, исходно создававшемся для финансирования работы Telegram).
В посте Павла Дурова не сообщаются условия программы, на сайте мессенджера “Ъ” не обнаружил связанных с ней юридических документов. В Telegram не ответили “Ъ”.
Официальная реклама в Telegram появилась в ноябре 2021 года. Вопрос о том, будет ли площадка делиться доходами с владельцами каналов, поднимался еще до запуска платформы. В октябре на сайте Telegram появилось уточнение, что revenue sharing начнется после «полноценного» запуска платформы, когда объявления «позволят Telegram покрывать базовые затраты». Пока доходы от рекламы в Telegram авторы получают только в частном порядке: по прямой договоренности с рекламодателем либо через биржи (Telega.in, BrandKarma) и агентства.
В РФ платформа Telegram работает больше года, говорит гендиректор Epicstars Денис Волков. Но монетизация страны может не коснуться, отмечает партнер «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов, поскольку криптовалюты не признаются в РФ средством платежа.
«Любые взаиморасчеты между резидентами в криптовалютах за предоставляемые услуги в России не допускаются. Даже если предположить, что плательщиком будет выступать нерезидент, например зарегистрированное за рубежом юрлицо Telegram, трансакции все равно подпадают под прямой запрет»,— уточняет господин Горбунов. «И даже если реселлеры, через которых с площадкой работает большая часть рынка, реализуют прием Toncoin, возникнут сложности с отчетностью по суммам в системе маркировки рекламы»,— добавляет digital-директор коммуникационного агентства iTrend Ася Шабалина.
Сценарий, при котором блогеры из России будут перерегистрировать аккаунты в страну присутствия программы монетизации, господин Волков считает маловероятным: «Им придется создавать новые аккаунты, могут возникнуть проблемы с переводом аудитории». С теми же трудностями, по его словам, столкнутся и русскоязычные блогеры из других стран.
Аудитория Telegram и не ограничена Россией. Мессенджер, например, активно осваивает рынок Индии, о чем говорят данные о количестве установок приложения, отмечает директор по маркетингу click.ru Николай Лобанов. По его словам, спрос на Telegram с его «классическим позиционированием как безопасного мессенджера» будет расти вместе с напряженностью новостной повестки: «Revenue sharing позволит сделать рывок в привлечении блогеров. Но все сильно зависит от того, каких мировых звезд удастся пересадить на Telegram: если Павел Дуров готов в это вкладываться дополнительно, мы увидим резкий рост установок».
Но государства, в которых криптовалюты признаются платежным средством, все равно «можно пересчитать по пальцам одной руки, особенно если мы говорим о странах с развитой интернет-инфраструктурой», уточняет Дмитрий Горбунов.
В экосистеме, сложившейся вокруг мессенджера, уже запущено много проектов с применением Toncoin — торговые площадки, игры, обменники, децентрализованные приложения, отмечает региональный директор CommEX Антон Торопцев: «Выплаты владельцам Telegram-каналов станут еще одним триггером к росту оборота монеты». Но такая тенденция, по его словам, создает дополнительные риски: «Связь Telegram с TON вряд ли останется незамеченной регуляторами США».
Источник: “КоммерсантЪ“