EN

Рынок самиздата вырос на 30% по итогам полугодия

По итогам первого полугодия рынок самиздата в России превысил 2 млрд руб., увеличившись год к году на 30%, подсчитали в ГК «Литрес». Таким образом, сегмент достиг показателей всего 2020 года. Основными факторами роста стали расширение портфеля дистрибуторов, а также прирост клиентской базы, говорят участники рынка. Кроме того, уточняют эксперты, многие платформы все еще позволяют публиковать произведения, которые традиционные издательства не пропускают по политическим причинам.

Гендиректор ГК «Литрес» (развивает «Литрес: Самиздат») Сергей Анурьев рассказал “Ъ”, что рынок самиздата в первом полугодии вырос на 30%, до 2 млрд руб. Это сопоставимо с показателями по итогам всего 2020 года. Причем динамика ускоряется: во втором квартале рост продаж составил 44%. Такими темпами рынок увеличивался в докризисном 2021 году.

Топ-менеджер добавил, что доля самиздата в сегменте цифровых книг (электронные и аудиокниги) сейчас составляет 35%, что на 5% больше, чем в июне 2022 года: «В категории электронных книг (текстовый формат) его доля достигает 45%, и по итогам года самиздат вполне может занять половину».

Самиздат — электронные книги, печатные или цифровые издания, опубликованные самим автором. В советское время самиздатом считались неофициальные или не прошедшие цензуру издания. Термин был введен в обращение поэтом Николаем Глазковым: он подписывал свои сборники «Сам себя издат». Позднее эта фраза сократилась до «самиздат».

Самиздат выигрывает благодаря быстрому пути публикации, считает собеседник “Ъ” на рынке: «Авторам легче обратиться к читателю напрямую». Кроме того, этот вид публикаций не требует от автора почти никаких расходов и позволяет более оперативно следовать за трендами, подчеркивает источник “Ъ”.

В текущих условиях в России рынок самиздата «может вернуться к своему историческому смыслу», добавляет источник “Ъ” на рынке цифровых сервисов: «Многие произведения, опубликованные в сети, по политическим причинам не могли бы быть изданы. Но целый ряд существующих платформ до сих пор позволяют это сделать. Вероятно, здесь и кроются причины роста».

Источник: “Коммерсантъ