«Бумажный ресурс никогда не будет вытеснен цифровым»: личный опыт учебы за рубежом студента из Казани
29 августа 2022«Казанские ведомости» продолжают серию интервью о принте и диджитал. Публикация вышла в рамках проекта «Союз бумаги и цифры». Журналисты записали интервью с Даниилом Суховым, студентом Венского государственного университета и Венского университета прикладных искусств:
Нужна в современном мире бумажная книга или нет — на этот вопрос я могу ответить, лишь только опираясь на свой личный учебный опыт. Мне довелось учиться в казанской школе № 39, а потом закончить австрийскую гимназию, после получать уже высшее образование.
Могу сказать, что в Австрии, куда я попал волею судьбы, непросто даже поступить в гимназию, где имеется своеобразный конкурс, не говоря уже о том, чтобы ее закончить. А без этого поступить в высшее учебное заведение там невозможно. Есть в этой стране гимназии особо продвинутые, например математические, физические, с медицинской направленностью, а также иных профилей. По окончании начальной школы направление в них дают наиболее успешным учащимся школьные учителя. Но и этого недостаточно для поступления. Прежде чем перешагнуть порог такой гимназии, нужно пройти серьезный конкурс, отбирают лучших. Сейчас в такой гимназии учится моя сестра. Надеюсь, что она успешно закончит ее на следующий год. И во всех гимназиях большое значение уделяют бумажным учебникам.
После окончания гимназии я поступил сразу в два австрийских вуза и после двух лет обучения год учился в Швейцарии. Отмечу, что система обучения в Австрии и Швейцарии разная, но в каждой из этих стран невозможно обойтись без бумажных книг и учебников. Поэтому студенты значительную часть времени проводят в библиотеках.
Для меня библиотеки, наполненные сотнями томов книг, — это своеобразное убежище, где имеется хорошая возможность погрузиться в серьезную работу. Да, многие студенты предпочитают готовиться к занятиям в кафе, но я этого не понимаю. Студент, сидящий в кафе с разложенными на столе тетрадями и раскрытым ноутбуком, — картина в Западной Европе довольно типичная. Но я думаю, что самое важное в учении — это заставить себя не отвлекаться долгое время на какие-то второстепенные вещи. Сложно этого достичь в кафе, куда периодически заходят новые посетители и далеко не для того, чтобы тихо посидеть с книгой в руках, а просто затем, чтобы испить душистого напитка и поболтать с друзьями.
Конечно, есть альтернативы, например те же самые коворкинги (это общественный офис с гибкой организацией рабочего дня), но мне кажется, что люди вынуждены туда идти только из-за отсутствия хороших и бесплатных помещений для занятий. Сегодня библиотеки — это место, куда молодому человеку можно прийти, поработать, даже перекусить в перерыве. В это время разложенные на стуле и столе вещи «охраняют» твое место, чтобы его никто не занял.
Часто можно видеть в читальном зале — на многих столах что-то лежит, но людей нет.
Это означает, что студенты, скорее всего, приходят в библиотеку группами, а потом, сообща, выходят передохнуть. Например, во двор, где можно пообщаться после напряженного изучения материала, что-нибудь перекусить, попить кофе, размяться, просто пройтись по улице, а потом вновь приступить к учебе.
Что касается разницы между цифровыми носителями и традиционными бумажными, этот вопрос не обходит и библиотеки. Например, в Австрии и Германии многие библиотеки объединяются и создают онлайн-платформы, где пользователи на определенный срок получают лицензию на скачивание книг. Целевая группа у таких сервисов, как правило, это те, кто просто много читает. Есть ли причина предполагать, что со временем эта практика вытеснит, к примеру, многочисленные научные трактаты, написанные 50, 200, а то и 300 лет назад? Ответ таков: это во многом зависит от содержания книг. Проекты по оцифровке библиотек финансируются на государственном уровне, и пока у государства нет задачи избавляться от богатства, накопленного столетиями. А значит, и бумажный вариант по-прежнему остается в цене и всегда будет востребован. Скорее всего, все идет к интеграции одного ресурса с другим — к союзу «бумаги» и «цифры».
Когда я учился в Техническом университете Лозанны в Швейцарии (завершил учебу в прошлом семестре), то имел возможность наблюдать, как ученики элитных университетов со всего мира используют бумажные ресурсы в комбинации с цифровыми. Например, мой сосед по квартире, который в вузе писал кандидатскую по информатике, каждый день выходил из дома с набитым до предела рюкзаком. Первое время я безуспешно пытался понять, что же такое он носит в нем. Потом понял: помимо своего ноутбука, сосед туда складывал множество книг. Университетские профессора предоставляют студентам свободу в выборе ресурса, но подавляющее большинство выбирает комбинацию из бумажных и электронных носителей, причем чаще книги преобладают.
Когда-то мне казалось, что с переходом учебной и научной литературы на экран бумажные варианты станут неактуальными. В электронном виде можно отыскать любой материал, точные комбинации слов, научные термины, которые могут поспособствовать в работе. Но что может заменить открытый учебник, когда просто переворачиваешь страницы и отыскиваешь нужное подчеркнутое карандашом место? И очень часто открытый учебник дополняет файл из компьютера.
Физическое воплощение бумажных книг — это одновременно их минус и плюс. Выбрав для себя несколько книг и устроившись за столом, мы не имеем спонтанной возможности открыть что-то другое. Мы должны прочитывать выбранный текст строчка за строчкой. Тем самым шанс на отвлечение в минуты усталости, а то и скуки практически сходит к нулю. При работе же на компьютере этого не происходит. Уставая, мы просто переключаемся на другой файл и тем самым отвлекаемся, теряя необходимое время и концентрацию. Если к книгам добавить ноутбук, можно открыть одновременно множество научных работ, есть возможность даже что-то писать, но имеется большая вероятность устать от затребованной информации, а то и утонуть в ней. Нескончаемый поток информации быстро утомляет, что также сказывается на качестве работы и учебы.
Своего соседа я нередко встречал в нашей университетской библиотеке. Было в самой библиотеке то, что притягивало меня. То ли внутренний интерьер, выполненный в характерном швейцарском стиле, при котором комбинируется бетон с деревом, то ли красивый вид на Женевское озеро из каждого окна в южной части здания, то ли близость к метро. А может быть, все вместе… Мы с соседом сидели рядом и учили, раскидав содержимое наших рюкзаков по столу, а проголодавшись, вытаскивали еще и контейнеры с заранее заготовленной едой. В библиотеке все устроено так, что создает у посетителей чувство комфорта и безопасности.
Да, цифровизация упростила жизнь многим. Это факт. Профессора могут сосредоточиться лишь на наиболее важных лекциях, а менее значимые просто разослать студентам по электронной почте в виде отдельных материалов. В некоторых западных высших учебных заведениях, например в университете прикладных искусств в Вене, можно использовать без ограничения принтер, что дает студентам полную свободу в выборе, как им следует готовиться к занятиям — с бумажного носителя или цифрового. Но далеко не везде такие принтеры бесплатны. В том же самом Техническом университете в Лозанне хоть принтеров и множество, но распечатать одну страницу стоит 0,3 франка (около 20 рублей). Если в конспектах 200 страниц, то получается довольно значительная сумма.
Я придерживаюсь мнения, что бумажный ресурс никогда не будет вытеснен цифровым. Он будет всегда, пока личные встречи с преподавателем актуальны.