Подписчики российских СМИ устремились в отечественные соцсети
4 августа 202221 марта Тверской суд Москвы удовлетворил заявление Генпрокуратуры о признании Meta** экстремистской организацией и запрете ее деятельности в РФ. Доступ к ее соцсетям Facebook* и Instagram* был заблокирован на территории России. Администраторы сообществ в этих соцсетях предложили подписчикам перейти в свои сообщества во “ВКонтакте”, “Одноклассниках” и подписаться на каналы в Telegram, чтобы у пользователей оставалась возможность следить за обновлениями и новым контентом изданий.
В результате печатные СМИ выросли по количеству подписчиков во “ВКонтакте” на 3-16% вместо среднемесячных 1,5%, показали данные сервиса аналитики социальных сетей Livedune за январь-июнь 2022 года. Абсолютные показатели прироста составили от 15 тысяч до 50 тысяч пользователей. Рост продолжался до конца марта и ближе к апрелю вернулся к своим среднемесячным показателям – 1,2-2%, за исключением отдельных аккаунтов, которые дополнительно продвигались в апреле и мае. В “Одноклассниках” рост оказался менее заметным, однако всплеск активности также пришелся на март.
Начиная со второй половины апреля интерес к новостной повестке стал падать. Люди устали от потока новостей и стали искать не только оперативную информацию, но и развлекательный контент, который позволял бы отвлечься. В мае наступил первый массовый период отпусков, темпы прироста аудитории медиа в соцсетях замедлились.
Длительное время в России лидирующей соцсетью был Facebook*, говорит гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. По его наблюдениям, многие СМИ ставили там гиперссылки на свои материалы, повышая тем самым трафик и прочтения новостей. “Не могу сказать, что запрет Facebook* бесследно сказался. Все-таки “ВКонтакте” и “Одноклассники” не могут на 100% заменить ту отдачу, которая была от Facebook* и Instagram*, – считает Кусков. – В любом случае, там сейчас практически все основные СМИ уже не ставят никаких постов, оставляя их в российских соцсетях. Не думаю, что в ближайшее время что-то изменится”.
В перспективах американских соцсетей эксперт также сомневается – неизвестно, какой пост может оказаться заблокированным. Рассчитывать в таких условиях на планомерную работу не приходится.
От аккаунтов российских печатных СМИ на платформах, принадлежащих Meta**, пользователи продолжают отписываться – ежемесячно теряется до 1-2% подписчиков.
Отечественные СМИ сейчас активно ищут новые форматы общения с аудиторией на доступных ей площадках, которые бы позволяли пользователям не переходить на сайт СМИ, а читать все самое интересное внутри соцсетей, обращает внимание директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков. От гиперссылок в постах пресса давно отошла, на передний план вышло продвижение специального, самостоятельного контента в соцсетях.
Если посмотреть на мировые тренды, то в ряде стран крупнейшие медиа даже начинают диктовать свои условия соцсетям. Первопроходцем в этом деле стала Австралия, которая в прошлом году приняла закон, обязывающий IT-гигантов типа Google и Meta** (конкретно Facebook*) платить изданиям за контент, который публикуется на их платформах, или проще говоря, за ссылку на них. Такое “справедливое вознаграждение”, по оценкам местных властей, должно поддерживать общественную журналистику, в случае если сама платформа не смогла договориться с изданием о коммерческих условиях. Великобритания и Канада пристально следили за процессом принятия закона в Австралии и готовятся также сделать подобный шаг. России до этого пока далеко – соцсети здесь сами диктуют условия работы медиа.
* платформа, принадлежащая экстремистской организации Meta, запрещенной на территории РФ
** экстремистская организация, запрещенная на территории РФ