Последний номер «Крестьянина»: издательство закрыло печатную версию газеты спустя 30 лет
29 июня 202228 июня вышел в свет последний номер газеты «Крестьянин». Спустя 30 лет работы издательство решило прекратить выпуск печатной версии газеты.
Как сообщили в издательском доме, редакция займется развитием портала и ютуб-канале «Агробук» – экспертной площадки для аграриев юга России.
Альянс независимых региональных издателей (АНРИ) публикует письмо гендиректора издательского дома Ирины Самохиной:
В феврале 1991 года в свет вышел первый номер газеты «Крестьянин». Моему отцу, Владимиру Фомину, который основал газету, было в то время пятьдесят три года.
Отец начинал новое дело без стартового капитала, без поддержки каких бы то ни было властных или олигархических структур. Многие говорили: «Авантюра!»
За плечами у него были годы работы в самых разных изданиях, от «Радяньской Украины» до «Литературной газеты». Он работал в Киеве и Варшаве, в Барнауле и Курске, в Ростове-на-Дону. Он был автором литературных сборников, публиковался в федеральных журналах, сотрудничал с Ростовской студией кинохроники. Но никогда не занимался управлением, не имел опыта найма персонала, привлечения денег, изучения рынка.
У него горели глаза, им двигало горячее желание дать возможность журналистам писать без цензуры, а читателям – получать качественную и правдивую информацию.
Казалось бы, возможность реализовать свой творческий потенциал была у него в одной из лучших и читаемых газет страны, в «Литературке». Но он всегда хотел писать о крестьянах и для крестьян. Искренне верил: возродится село – возродится Россия!
И чего бы он ни добился за все предыдущие годы своей творческой работы, главным делом своей жизни всегда считал газету «Крестьянин».
В своём обращении к читателям первого номера газеты он писал: «С тревогой и трепетом, чувствуя колоссальную ответственность, приступаем к изданию еженедельной крестьянской газеты. Мы не назвали её независимой, потому что зависим, читатель, от тебя – будешь ли ты нас читать или единожды взяв в руки и перелистав газету, останешься к ней равнодушным.
Свою задачу мы видим в том, чтобы дать сельскому жителю информацию, которой он сегодня лишён, но которая ему, на наш взгляд, важна и необходима.
Мы не собираемся играть в одни ворота и навязывать читателю своё мнение. Невозможно стоять вне политики, но мы не намерены подгонять факты под свои убеждения, постараемся показывать и рассказывать, как есть на самом деле, а не как кому кажется или хочется.
Видим свою задачу в том, чтобы поддерживать труженика села в его стремлении уйти от конторского ига, разорвать чиновничью паутину, прочной леской опутавшую хлебороба по рукам и ногам.
Не будем искать врагов. Станем исходить из того, что всем нам в равной степени дороги интересы Отечества.
С первых шагов мы рассчитываем на твою поддержку, читатель. Мы постараемся услышать и вникнуть. Мы будем печатать твои письма такими, какими ты их пришлёшь в редакцию – не «улучшая», не сглаживая острых углов.
Это будет твоя газета. Обещаем».
Обращение к читателям первого номера «Крестьянина» стало моральным кодексом коллектива газеты на долгие годы.
Как бы ни складывалась политическая ситуация в стране, какие бы веяния ни приводили во власть государственных деятелей разного толка и убеждений, мы не отступали от того, что пообещали читателям в первом номере газеты.
В короткой колонке мне вряд ли удастся вспомнить всех, кто за тридцать лет существования «Крестьянина» делал нашу газету одной из лучших в России. Но несколько фамилий я обязательно назову.
Со дня основания газеты и до последних своих дней вместе с Владимиром Кузьмичом «Крестьянин» развивал его близкий друг и соратник – Александр Яковлевич Обертынский. Долгие годы он был заместителем главного редактора газеты, а позже возглавил журнал «Деловой крестьянин». Именно Александр Яковлевич смог поставить выход «Крестьянина» на регулярные рельсы, он придумывал первые рубрики, набирал коллектив, с его лёгкой руки в «Крестьянине» появились лучшие перья литературного Дона – Владимир Сидоров, Василий Воронов, Анатолий Гриценко, Валерий Наставкин.
Первым корреспондентом газеты стал Василий Алексеевич Брусенский. Брусенского, без преувеличения, знали в каждом хозяйстве Ростовской области. Он был своим для всех крестьян нашей области. Долгое время Василий Алексеевич руководил сельхозотделом в газете «Молот», а когда создался «Крестьянин», бросил гарантированную зарплату, стабильную работу и ушёл в новое, никому ещё не известное издание.
Пожалуй, не было в нашей газете человека, так глубоко владевшего крестьянской темой, так искренне любившего и уважавшего крестьянский труд.
Георгий Григорьевич Белоусов пришёл в «Крестьянин» на должность ответственного секретаря, проработав главным редактором «Вечернего Ростова» долгие годы. Будучи человеком немолодым и состоявшимся, он начал в «Крестьянине» практически с нуля. Осваивал компьютерную вёрстку, с его подачи мы переходили на современные цифровые технологии. Поразительно, насколько открытым Георгий Григорьевич был для всего нового и передового. Мы всегда восхищались невероятным жизнелюбием и оптимизмом Белоусова.
Александр Обертынский и Владимир Фомин
Виктор Иванович Шостко, выпускник литературного института, один из лучших российских журналистов-расследователей, лауреат премии Сахарова «За журналистику как поступок», лауреат премии Артёма Боровика. Виктор Иванович был автором серии публикаций о скандальной истории в селе Генеральское Ростовской области. При участии спикера донского парламента, ныне депутата Государственной Думы В. Дерябкина, сельские пастбища превратились в земли коттеджной застройки. Не один год Шостко занимался этой темой. Материал из этой серии «Прощай. Назад пути нет» о гибели отчаявшегося сельского тракториста Ивана Тыняного стал поводом для многочисленных публикаций в федеральных изданиях. Именно по публикациям Шостко нашу газету знали по всей России.
Все годы существования газеты мы боролись за земельные права своих читателей и добивались справедливости. Громкие публикации наших журналистов привлекали внимание власти к проблемам селян.
Хорошо о деятельности нашей газеты на этом поприще написал Виктор Шостко в цикле статей «Этапы аграрной реформы в зеркале газеты “Крестьянин”» (можно прочитать на нашем сайте krestianin.ru).
Все эти годы «Крестьянин» писал и о социальных проблемах. По результатам публикаций Анны Колобовой, Инги Сысоевой, Ирины Бабичевой возбуждались уголовные дела, наши читатели выигрывали суды, губернатор Ростовской области брал под личный контроль выплаты медицинскому персоналу лечебных учреждений.
Каждый из журналистов «Крестьянина» всегда воспринимал беду и боль наших читателей как свою собственную.
Тимур Сазонов, Сергей Иващенко, Ирина Бабичева, Глеб Голод, Виктория Сапунова, Инга Сысоева, Виталий Набоженко, Людмила Фрейдлин, Марат Усенко, Василий Голубниченко, Наталья Нарсеева, Ольга Бульбич, Любовь Ушакова – это лишь неполный список звёздного состава нашей газеты в разные годы.
Коллектив, который делал газету последние годы, вы, без сомнения, знаете.
Людмила Леонидовна Воробьёва – автор блестящих очерков о фермерских хозяйствах. Пожалуй, ей, как никому другому, удавалось рассказать о наших героях по-человечески. Наш блестящий аграрный аналитик
– Александра Коренева – пришла в «Крестьянин» студенткой и добилась того, что на равных с ней обсуждают перспективы развития аграрного рынка руководители самых успешных хозяйств юга России. Николай Гритчин долгие годы возглавлял в «Крестьянине» ставропольский корпункт и уже больше десяти лет – главный редактор «Делового крестьянина».
И всем коллективом «Крестьянина», таким талантливым, неповторимым, но, несомненно, сложным руководила с 2006 года Виктория Валентиновна Никитченко. Ей Владимир Кузьмич передал эту нелёгкую ношу со спокойной душой. В главном редакторе «Крестьянина» соединились редкие качества человека и профессионала – принципиальность, сила духа, верность своей позиции.
Все эти годы мы твёрдо стояли на ногах, жили «на свои». Заработок «Крестьянина» состоял из доходов от подписки и рекламы. Мы гордились тем, что газета была востребована как у читателя, так и у рекламодателя. Отдел подписки, который долгие годы возглавляла Татьяна Николаевна Зиновьева, обеспечивал нам стабильный доход. Отдел рекламы, несомненно, тоже. Мы очень дорожили своей финансовой независимостью. С 2005 г. газета стала печататься в собственной типографии.
Мы соблюдали принципы качественной журналистики, всегда давали слово двум сторонам конфликта, не сглаживали углы, боролись за права своих читателей даже тогда, когда это становилось опасным и для журналиста, и для редакции.
В свою очередь, читатели всегда оказывали нам поддержку. С первых дней «Крестьянина» газете помогала Ассоциация крестьянских фермерских хозяйств Ростовской области. А чего стоили читательские письма и звонки в поддержку нашей арестованной типографии. То, что газета выходила так долго, без сомнения – большая заслуга нашей аудитории.
Мой отец всегда говорил, что «Крестьянин» стал для него глотком свежего воздуха, что он уже не мечтал дожить до того времени, когда без страха сможет дать слово всем, кто хочет высказать свою точку зрения.
Был счастлив тем, что успел застать расцвет свободной российской журналистики.
Не скрою, в последние годы работать становилось всё труднее, ряд законов, ограничивающих действия СМИ, связывал нас по рукам и ногам. Но мы не сдавались.
Самые же суровые законы, ограничивающие действия журналистов, были приняты начиная с 4 марта 2022 года. В кодексе об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе РФ появились сразу несколько новых статей. Они предусматривают наказание за распространение фейков о действиях Вооруженных сил России, их дискредитацию, за призывы к введению санкций. Следом были приняты законы об ответственности за фейки и дискредитацию органов власти, действующих за рубежом.
Существенно осложнили нашу работу и новые статьи Уголовного кодекса 207.1 и 207.2, по которым журналистов стали наказывать за распространение недостоверной общественно значимой информации.
Осудить по этим статьям стало возможным, например, об информации о грозящем дефолте.
С моей личной точки зрения, работать в таких условиях стало для всех журналистов, а особенно для журналистов бумажной прессы, тяжело и опасно.
Мы уже не можем дать возможность высказать свою точку зрения каждому, не можем публиковать критические высказывания своих читателей по отношению к действиям власти.
Если информация на сайте может быть удалена по требованию Роскомнадзора, то что напечатано на бумаге – не вырубишь топором.
Я приняла тяжёлое для себя и всего коллектива решение – закрыть газету «Крестьянин». Такой, какой задумывал газету мой отец и его ближайшие друзья, делать её сегодня невозможно. Делать другую общественно-политическую газету невозможно для моей совести.
Газета «Крестьянин» больше выходить не будет. Но за последние десять лет наш издательский дом запустил медийные онлайн-проекты, которые стали востребованными и узнаваемыми. На нашем ютуб-канале «Агробук» уже около 17 000 подписчиков. Аналитическую программу «ТопАгробук» смотрят в среднем не меньше десяти тысяч человек. Восемь лет в издательском доме работает площадка Клуба агрознатоков, на которой мы проводим до двадцати мероприятий в год. В основе концепции клуба – обмен опытом. Мы будем активно развивать это направление и дальше. Сайт Agrobook.ru стал экспертной площадкой для аграриев юга России, активно развивается телеграм-канал Агробук, все социальные сети.
Команда онлайн-проектов издательского дома «Крестьянин» продолжит свою работу. Мы считаем, что экспертность и аналитика всегда были сильными сторонами нашего коллектива.
Сейчас это направление выходит на первый план.
Ещё раз хочу поблагодарить всех читателей «Крестьянина» за то, что были все эти годы с нами, подписывали и покупали нашу газету. Всем журналистам и авторам газеты хочу сказать: мы делали все эти тридцать лет важное дело для развития села, мы продолжим его делать.
Ирина Самохина,
генеральный директор
издательского дома «Крестьянин»