Издатели газет ищут замену западным программам верстки – АЛЬЯНС НЕЗАВИСИМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗДАТЕЛЕЙ
EN

Издатели газет ищут замену западным программам верстки

Российские издатели газет ищут замену западным системам верстки, в том числе InDesign от Adobe, остановившей продажу продуктов. Конкуренты компании Serif и Quark также прекратили поставки программного обеспечения в России. Владельцы старых бессрочных лицензий планируют пользоваться программами дальше, но некоторые уже столкнулись с проблемами, сообщает «Коммерсантъ».

Журналисты опросили крупнейших издателей прессы, как они будут замещать зарубежное ПО, которое сейчас используется для верстки. Американская Adobe еще 4 марта сообщила, что в связи с конфликтом на Украине прекращает продажи новых продуктов в РФ, а также отзывает подписки на софт у изданий, контролируемых властями. Среди программ компании — InDesign, необходимый для верстки печатных изданий. В британской Serif, разрабатывающей конкурирующий продукт Affinity Publisher, сообщили “Ъ”, что прекратили продажи ПО в России. В американской Quark (разработчик издательской системы QuarkXPress) поступили так же.

Инженер службы допечатной подготовки ИД «Коммерсантъ» Николай Силкин рассказал, что издательский дом использует в подготовке своих печатных продуктов программы Adobe по подписке, срок ее продления — 25 декабря:

«Непонятно, является ли продление подписки в рамках существующего контракта покупкой в определении Adobe. Кроме того, непонятно, насколько “Ъ” ассоциирован с проправительственными СМИ в представлении компании Adobe».

По его словам, ИД «Коммерсантъ» в 2000-х годах имел опыт перехода с QuarkXPress на InDesign, тогда на это ушло около месяца.

РБК консультируется с профильными комитетами и ведомствами, отвечающими за импортозамещение ПО, а также ищет альтернативы продуктам Adobe «вместе с корректировкой бизнес-процессов», рассказал директор по маркетингу и коммуникациям издания Андрей Сикорский. По его словам, в холдинге пока не видят продуктов, способных полностью заменить решения Adobe. В пресс-службе «Бизнес Ньюс Медиа» (издатель «Ведомостей») сообщили, что используют только продукты с бессрочной лицензией: «Что касается техподдержки, то решать возникающие вопросы мы готовы своими силами». В «Российской газете», «Парламентской газете» и «Вечерней Москве» не ответили на запрос. В Минцифры «Коммерсанту» сказали лишь, что оказывают «поддержку российским разработчикам ПО, а также заказчикам отечественных решений».

Для верстки газет достаточно приложений Adobe из пакета Creative Suite 4 (CS4), выпущенного еще в 2008 году, отмечает технический директор ИД «Комсомольская правда» Илья Коршунов. По его словам, текущий технологический ресурс ИД рассчитан на «пару лет в условиях изоляции», причем компания уже сталкивалась с проблемами совместимости старого ПО с новыми операционными системами от Apple.

В худшем случае российские издатели смогут полагаться на «отвязанные от лицензирования» старые версии программ Adobe, вплоть до CS6, но «тогда нельзя говорить о каком-либо развитии».

Adobe прекратила расширенную поддержку серверного InDesign CS4 в 2016 году, а всех программ из не требующих подписки пакетов Creative Suite — в 2019 году. Чем дольше не обновлялись программы, тем больше в них незакрытых уязвимостей, отметил директор центра Solar appScreener «Ростелеком-Солар» Даниил Чернов: «Устанавливать устаревшее ПО на полностью локальный компьютер без доступа в интернет еще допустимо, но в противном случае риски безопасности серьезно возрастают».

Adobe вытеснила конкурентов с рынка, потому что InDesign развивался быстрее других издательских систем и тесно интегрирован с Photoshop и Illustrator, говорит гендиректор разработчика редакционного ПО Axiosoft Алексей Попов:

«Переучивать людей, которые годами работали в InDesign, раньше считалось бесполезным занятием».

Но если до конца года будет ясно, что Adobe не вернется на российский рынок, придется говорить об адаптации под него одного из решений с открытым исходным кодом, например, Scribus, считает господин Попов.

Издатели газет используют технологии Adobe не только для подготовки номера, но и для отправки его в печать, добавил коммерческий директор типографии «Прайм Принт» Андрей Малахов: «Если с этим будут большие проблемы, мы сможем принимать файлы и по электронной почте, и, условно говоря, по Telegram».