EN

Союз «бумаги» и «цифры» поможет сохранить родной язык

Роль родных языков обсудили на заседании Академии наук в Татарстане, сообщают «Казанские ведомости».

«Потребность знать свой язык – это зов предков. Вызовы сегодняшнего времени – глобализация, цифровизация. Эти глобальные проблемы касаются не только татарского языка, но и всех языков мира», – заявил на заседании доктор исторических наук Энгель Тагиров.

Главный редактор газеты «Казанские ведомости», президент Ассоциации издателей и распространителей печатной продукции РТ Венера Якупова отметила, что сохранить родной язык могут газеты. Но для этого следует наладить систему распространения и популяризировать чтение среди молодежи.

«Татарстан всегда считался самым читающим регионом, но сейчас мы занимаем 70-е место в России и находимся на последнем месте в Приволжском федеральном округе по обеспеченности населения киосками по распространению печатной продукции. С 2016 по 2019 год число специализированных киосков в республике сократилось вдвое. Сейчас в Татарстане 189 киосков, в Казани – 125. В Татарстане 150 книжных магазинов – они представляют крупные российские сети, а у Татарского книжного издательства всего три маленьких магазина в Казани и нет своей национальной книжной сети. Нужны большие современные книжные магазины, где можно не только приобрести книги, газеты, журналы, но и по общаться с писателями, поэтами, обсудить книжные новинки», — рассказала Венера Якупова.

В республике необходимо создать современную сеть распространения печатной продукции, начать формировать в общественной среде моду на чтение, принять государственную программу по поддержке чтения среди населения республики, особенно среди молодежи.

Такие примеры в России есть. В Воронеже установлены стеклянные киоски площадью 25 квадратных метров. Формат киосков: «возле вашего дома». Там газеты, журналы, книги, Wi-Fi, кофе, сопутствующие товары. Через такие киоски проходит большой поток покупателей.

В Татарстане нужна республиканская программа по поддержке распространителей печатной продукции как социально значимой отрасли.

«Еще один важный момент – необходимо достичь союза «бумаги» и «цифры». Это возможно. Все разговоры о том, что в самом ближайшем будущем вся пресса уйдет в интернет, выгодна лицам, заинтересованным в развитии Интернет-торговли. И чем больше об этом говорят, тем больше люди в это верят и перестают читать бумажные газеты и журналы. Так идет планомерная борьба с печатной прессой за рекламу. Но мало кто информирован, что рекламодатели продолжают размещать большое количество рекламы на печатных носителях. Мы не отрицаем интернет, но хочется, чтобы отношения между «цифрой» и «бумагой» были гармоничными», — подчеркнула Венера Якупова.

Подробнее.