EN

Минцифры: как СМИ пережили второй год пандемии

Удаленка – это хорошо или плохо, бюджеты сохраняются или урезаются, а что там с тиражом? Светлана Дзюбинская, замдиректора Департамента господдержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры РФ, озвучила свежую статистику на прошедшем в Москве медиафоруме «Будущее СМИ».

В разных издательских домах ситуация складывается по-разному: крупные федеральные холдинги довольно спокойно отнеслись к введению дистанционной работы и даже внедрили ее на постоянной основе: отказались от закрепленных за журналистами рабочих мест сменили офисы. Медиа-менеджеры отмечают, что на удаленке (даже частичной) журналисты стали работать эффективнее.

Региональные СМИ оказались чувствительнее: просел рекламный рынок, снизились тиражи. Федеральным медиа опять повезло чуть больше – государство заказывало информационное сопровождение, публиковало социальную информацию о коронавирусной инфекции.

Что с этим делать? Эксперты (российские и зарубежные) сходятся в том, что СМИ нужно вновь исследовать запросы аудитории. Об этом говорили и представители WAN-IFRA на последнем форуме издателей. Особенно важно изучать аудиторию региональных медиа, которую, как правило, не охватывают крупные исследовательские компании.

По итогам подписной кампании число читателей уменьшилось: на 11% во втором полугодии 2021 года по отношению к аналогичному периоду в 2020-м. Плотность подписки во втором полугодии 2021 года составила 57 экземпляров на 1000 человек (-12% по отношению к концу 2020 года).

За год в России закрылось около 1500 СМИ: в основном газеты и журналы (1437 изданий). Всего в стране насчитывается 60 672 СМИ.

Издатели печатных и цифровых СМИ наблюдают падение доходов от печатных версий и рост доходов от цифровых, однако основные денежные объемы по-прежнему остаются в печати. Поэтому говорить о том, что принт – уже не товар, нельзя.