Путеводитель по краудфандингу для журналистов и СМИ
Что такое краудфандинг, зачем журналисты используют его, у кого уже получилось, с чего начать, как «докрутить» тему и спланировать продвижение проекта?
Путеводитель подготовлен по материалам Школы краудфандинга и вебинаров, организованными АНРИ в 2021 году. Эксперты: Наталья Игнатенко, PR-директор краудфандинговой платформы Planeta.ru, Ирина Журавлева, создателя студии документального кино о природе «ЛЕСФИЛЬМ», Линор Горалик*, писатель и маркетолог, Владимир Шведов, главный редактор издания «Такие дела», Юлия Корнева, журналист Агентства новостей ТВ2 и автор проекта «Экспедиции ТВ2».
* - выполняет функции иноагента
Краудфандинг стремительно набирает популярность в России: СМИ и журналисты проводят успешные крауд-кампании: снимают фильмы, отправляются в экспедиции и ведут журналистские расследования.
Кроме того, краудфандинг создает новые финансовые возможности для реализации проектов в условиях ограниченных бюджетов СМИ. Журналисты-фрилансеры также могут освоить краудфандинг и попробовать собрать средства на свою задумку.
«Сила слова» — единственная площадка, которая специализируется на сборе средств для поддержки работы СМИ и журналистов. На платформе можно разместить и поддержать любой суммой журналистские расследования, журналистские десанты в труднодоступные места, откуда поступает мало информации.
Что такое краудфандинг
Дословно краудфандинг переводится с английского как коллективное финансирование. Слишком широкое толкование не отражает всей сути краудфандинга: этот инструмент в первую очередь связан с интересом аудитории и желанием поддержать идею или разделить определенные ценности, а не сбором денег как таковым. К функциям краудфандинга относят:
- Возможность получить финансирование для реализации идеи.
- PR: чтобы собрать средства, авторам необходимо привлекать к проекту внимание, создавать инфоповоды, сотрудничать со СМИ и блогерами.
- Проверка идеи: в краудфандинге люди «голосуют» за идею деньгами, соответственно, успешный краудфандинг свидетельствует о качестве задумки, и после сбора нужной суммы авторы могут пробовать привлекать иные инвестиции: искать спонсоров, подать заявку на грант.
- Предзаказ (для материальной продукции): в краудфандинге аудитория может получить за поддержку проекта некие бонусы (материальные и нематериальные вознаграждения), поэтому авторы могут спрогнозировать тираж выпуска продукта.
Краудфандинг — это не любой сбор денег в Интернете.
В отличие от любых пожертвований (донатов) в Интернете, в краудфандинге:
- средства всегда привлекаются на конкретную цель, а не на «счастливое будущее» или текущую работу;
- у проекта есть четкая финансовая цель и сроки завершения;
- спонсоры могут получить вознаграждение за свое участие.
Еще один важный мировоззренческий принцип краудфандинга – авторы проекта ни в коем случае не «побираются», а взывают к созиданию и соучастию, показывают, как качественно изменится мир в случае реализации проекта.
Эксперты выделяют пять мотивов, которыми может руководствоваться потенциальная целевая аудитория:
- Соучастие и сопричастность: аудитория разделяет ценности и цели вашей команды и становится ее частью, поддержав проект.
- Желание реализовать идею или достичь поставленной цели: аудитория считает проект интересным и/или социально значимым.
- Желание получить бонус: аудитория участвует ради вознаграждения за взнос.
- Симпатия к автору.
- Уважение к автору поста: аудитория готова поддержать проект по рекомендации лидера мнений.
Где запускаются крауд-проекты
Краудфандинговые проекты размещаются на специализированных платформах, которые помогают организовать сбор денег. Все они имеют свои особенности и берут комиссию за работу (за редким исключением), поэтому перед запуском проекта следует ознакомиться с правилами конкретной площадки. Российские журналисты запускают крауд-кампании на следующих платформах:
- Planeta.ru – первая и самая крупная в России краудфандинговая платформа с широким перечнем проектных категорий: бизнес, технологии, дизайн, музыка, фильмы, книги, игры, экология и многое другое.
- BoomStarter – вторая по величине крауд-площадка для привлечения финансирования в бизнес-проекты, технические, творческие, социальные и другие проекты.
- «Сила слова» – первая в России специализированная крауд-платформа, предназначенная для журналистов и СМИ. Площадка запущена в 2020 году командами Альянса независимых региональных издателей (АНРИ) и интернет-журнала «7х7». Платформа не удерживает каких-либо комиссий с собранной суммы (только налог) и помогает в продвижении заявок.
Открывать сборы на иностранных платформах (Patreon, Kickstarter, Indiegogo) сложнее из-за отсутствия стартовой целевой аудитории — читателей и подписчиков.
Зачем СМИ запускают краудфандинг?
В современной журналистике краудфандинг выполняет как минимум три функции:
- Привлекает финансирование: позволяет реализовать журналистские задумки, на которые редакции не хватает бюджета.
- Формирует сообщество: позволяет выделить лояльную аудиторию и понять, какие идеи поддерживают люди. Как минимум, с помощью краудфандинга можно собрать базу для рассылки.
- Укрепляет новую финансовую модель СМИ: становится одной из «опор» независимого медиа. Так, в 2020-21 гг. множество СМИ запустили собственные сборы на поддержку работы издания.
Журналисты начинают крауд-проекты по разным причинам:
- запуск нового медиа или его развитие;
- сбор средств на продолжение работы;
- сборы на специальный проект редакции, цикл материалов;
- печать тиража или выпуск другой уникальной продукции.
Краудфандинг журналистской истории — уже не редкость.
Первый журналистский краудфандинговый проект был запущен в России в 2012 году: бывшая команда медиа OpenSpace решила основать с помощью краудфандинга новое СМИ — Colta.ru. Сбор прошел успешно.
В 2019 году газета о независимом кино «Сине Фантом» запустила краудфандинг на выпуск печатной версии издания. Нужная сумма была собрана.
В 2020 году журнал «Мир фантастики» собрал более 8 млн рублей с помощью краудфандинга на работу медиа и выпуск журнала в течение 2021 года. В качестве вознаграждения пользователи могли оформить подписку, формируя тираж издания на год вперед.
В 2020 году команда журналистов Агентства новостей ТВ2 собрала средства для экспедиции в отдаленные районы Томской области, где стояли детские дома для детей ссыльных и репрессированных. По итогам поездки был опубликован лонгрид и вышел документальный фильм, который посмотрели свыше 665 тысяч человек.
Кейсориум: опыт успешных журналистских краудфандинговых проектов
Кейс №1: перезапуск It`s my City
В конце 2016 года команда независимого екатеринбургского портала It's my City решила перезапустить сайт с помощью краудфандинга. Финансовая цель составила 250 тысяч рублей: 120 тысяч рублей редакция планировала потратить на работу программистов и дизайнеров, 130 тысяч — на работу редакции в течение первых двух месяцев после перезапуска. Необходимую сумму удалось собрать за полтора месяца.
Что сработало:
- Изучение основ: перед запуском крауд-проекта команда ознакомилась с практическим пособием по краудфандингу Planeta.ru.
- Тщательная подготовка: две недели ушло на создание коммуникационной стратегии, поиск партнеров, формулирование посыла к читателям и упаковку проекта.
- Личное участие издателя Дмитрия Колезева: он стал менеджером проекта, который представлял краудфандинг партнерам и читателям, создавал инфоповоды.
- Система вознаграждений: соучастникам предлагали пожертвовать деньги за «спасибо» либо получить различные бонусы (пригласительные билеты на городской фестиваль, авторскую экскурсию по Екатеринбургу, книги об архитектуре или открытку от известного екатеринбуржца).
- Лоты от городских предпринимателей: вместо размещения рекламы журналисты предложили партнерам предоставить вознаграждение для краудфандинга. Например, лотами стали корзина деликатесов от местного фермера и сертификат на сет авторских коктейлей в баре. Взамен предприниматели получили ту же рекламу, а команда — инфоповоды: каждый лот освещался на сайте и в соцсетях.
- Информационная поддержка: в день запуска проекта о крауд-кампании написали другие городские СМИ. Кроме того, партнеры проекта рассказали в соцсетях о старте краудфандинга (об этом журналисты договорились заранее).
- 13 новостей о ходе крауд-кампании на сайте It's my City за месяц: журналисты отмечали заметкой каждый важный этап краудфандинга (запуск, отдельные лоты, ход кампании, отправка вознаграждений соучастникам и т.п.).
Кейс №2: журнал для слепоглухих и Артемий Лебедев
В 2016 году единственный в России журнал для слепоглухих людей «Ваш собеседник» открыл краудфандинг, чтобы собрать недостающее финансирование для выпуска тиража.
Финансовая цель кампании составила 400 тысяч рублей, ее удалось собрать почти полностью.
Что сработало:
- Тщательная подготовка: в течение двух месяцев редакция писала тексты, договаривалась с партнерами о вознаграждениях, готовила фотографии и видеообращение главного редактора;
- Система вознаграждений: журналисты сотрудничали с партнерами, которые также занимаются поддержкой слепоглухих людей (например, производят яблочные чипсы или варенье с привлечением работников с инвалидностью).
- Поиск новых партнеров: редакция не стеснялась обращаться за поддержкой к незнакомым проектам и блогерам. В результате музей современного искусства «Гараж» предоставил в качестве лотов пригласительные. На проект обратил внимание дизайнер Артемий Лебедев и предоставил книги в качестве вознаграждений, а также упомянул краудфандинг в своем блоге.
- Запуск флешмоба «Ваш собеседник» в День российской печати: журналистам предложили написать пост о самом ярком собеседнике и рассказать о краудфандинге одноименного журнала.
- Публикации о краудфандинге или флешмобе в медиа.
Кейс №3: выпуск тиража журнала Seasons of life
В 2020 году лайфстайл-журнал Seasons of life, оставшись в пандемию без рекламных бюджетов, запустил краудфандинг для выпуска тиража.
Финансовая цель проекта составила 500 тысяч рублей, команде удалось «перевыполнить» план и собрать на 130 тысяч больше.
Что сработало?
- Тщательная подготовка: всего за неделю редакция написала тексты, разработала единообразное оформление, подготовила фотографии и заставки, записала видеообращение.
- Вирусное видео: журналисты записали позитивный ролик, в котором обыграли тему самоизоляции в Москве.
- Система вознаграждений: команда подготовила многочисленные лоты от партнеров (книги, фотосессии, ужины в ресторане, интерьерные краски, сдача помещения для проведения мероприятия и т.п.). Разнообразие лотов и их многочисленность побудили читателей поддержать проект несколько раз.
- Рассылка: сразу после запуска проекта команда подготовила специальный выпуск рассылки для читателей, разместила на сайте баннеры. Рассказывая о крауд-кампании, журналисты акцентировали внимание на предвкушении от работы над новым номером.
- 12 постов о ходе краудфандинга в Instagram журнала (основная площадка для общения с читателями издания) за два месяца крауд-кампании.
- Отложенные цели проекта: уже в ходе крауд-кампании команда опубликовала инфографику и показала, что сможет сделать, если соберет больше заявленной суммы.
Кейс №4: выпуск книги
В 2021 году Аида Леванова, бывший журналист «Газеты.Ru», собрала более миллиона рублей на выпуск книги об экологичном образе жизни.
Что сработало:
- Тщательная подготовка: автор разработала макет книги с дизайнером, оформила проект, подготовила тексты, договорилась с партнерами о лотах и сняла видеообращение.
- Скидка для первых участников: всем, кто успел оформить предзаказ книги, автор предоставила 30%-ую скидку.
- Личные обращения к друзьям и знакомым: автор предлагала предзаказать книгу или поделиться новостью о краудфандинге со своими подписчиками. По наблюдению самой Левановой, личные обращения принесли около 40% всей собранной суммы.
- Публикация глав из книги в тематических СМИ с указанием ссылки на краудфандинг.
- Участие в программе «Планета поддерживает»: часть книг была выкуплена площадкой для размещения в собственном магазине.
Краудфандинг своими силами: опыт томского «Агентства новостей ТВ2»
Пионеры регионального краудфандинга — журналисты Агентства новостей ТВ2 регулярно ездят в экспедиции и открывают зрителям далекие уголки нашей страны: Нарым, Васюганское болото, древний речной путь из Москвы на Дальний Восток, Перевал Дятлова, старообрядческие поселения в тайге.
Два года назад, когда деньги на поездки в бюджете издания иссякли, журналисты решили попробовать народное финансирование. Редакция и раньше прибегала к помощи волонтеров: заядлые путешественники предоставляли транспорт и экипировку, выступали гидами. Один из них предложил открыть краудфандинг и создал для ТВ2 страницу для сбора денег на экспедиции.
Начали поступать пожертвования, причем с каждым новым фильмом география спонсоров расширялась. Люди жертвовали деньги по разным причинам:
- личная история: например, фильмы про раскулаченных и ссыльных привлекли к проекту внимание их потомков;
- желание приобщиться к хорошему проекту и поддержать редакцию.
Многие поддерживают «Экспедиции ТВ2» из-за приключенческого формата: любовь к путешествиям перерастает в интерес к сложным темам, которые поднимает редакция (репрессии, ссылки, людские трагедии).
За два года журналистам удалось собрать с помощью краудфандинга почти один миллион рублей.
Подготовка и проведение крауд-кампании
Поиск темы – один из самых сложных этапов подготовки. Журналисты не берут уже отснятые сюжеты либо ищут новые повороты. Например, задумав снять фильм про оленьи стойбища в Ханты-Мансийском автономном округе, команда связалась с внуком поэта и активиста Юрия Вэллы. Оказалось, на его стойбище ловит 4G, есть гостевой домик, а его сосед — известный блогер. В итоге получился фильм о современном кочевнике.
Финансовая цель проекта, как правило, немного превышает необходимые расходы на транспорт, топливо, проживание и питание. В среднем редакция собирает около 40-60 тысяч рублей на экспедицию. Скромные суммы получаются в том числе за счет поддержки волонтеров и «друзей проекта», которые помогают добраться до места, предоставляют ночлег или угощают ужином.
В качестве поощрения ТВ2 предлагает спонсорам символическое вознаграждение: упоминание в титрах.
Кроме того, каждый человек, сделавший пожертвование, получает ответное письмо от автора проекта: новым спонсорам рассказывают про фильмы ТВ2, постоянным соучастникам предлагают сделать репост сбора в соцсетях. Часто завязываются переписки, которые затем перерастают в сотрудничество: приходят новые волонтеры и «друзья проекта», готовые поддержать финансово, советом или репостом.
Каждый новый сбор редакция анонсирует в соцсетях. Как правило, первые посты не приносят большого отклика, но репосты позволяют найти спонсоров в разных уголках России. Чтобы поддерживать интерес к краудфандингу, журналисты выпускают трейлеры будущей экспедиции, записывают стендапы и публикуют смешные дубли с прошлых съемок.
Монтаж и распространение
Над «Экспедициями ТВ2» работают всего два человека: автор проекта Юлия Корнева и оператор Александр Сакалов. Соответственно, подготовка сценария, поиск героев, сборы, поездка, съемка, монтаж, обработка звука — производятся своими силами.
После выхода фильма начинается новый этап: продвижение проекта и получение обратной связи от аудитории. Журналисты публикуют фильм на сайте и в соцсетях. Автор проекта отправляет письмо спонсорам, в котором призывает смотреть фильм, делать репосты и оставлять комментарии.
Часто в качестве благодарности зрители оставляют пожертвование на следующий проект «Экспедиций ТВ2».
Как еще СМИ привлекают народное финансирование: опыт команды «Такие дела»
«Такие дела» уже шесть лет занимаются социальной журналистикой в широком смысле: редакция выпускает новости и репортажи, а также тесно взаимодействует с некоммерческими организациями (НКО). Чаще всего — собирает деньги в поддержку благотворительных фондов. За все время работы было собрано более 500 миллионов рублей.
«Такие дела» чаще всего собирают пожертвования с помощью фандрайзингового (фандрайзинг — привлечение ресурсов) текста. Как правило, это материал о работе НКО. Фандрайзинговые тексты имеют определенную структуру:
- Заточены на краудфандинг: это не просто интересные журналистские материалы с формой для сбора пожертвований, а тексты с конкретным посылом — нужна помощь. Журналисты заявляют проблему, анализируют ее на примере человеческой истории, рассказывают, как в конкретном случае сработала благотворительная организация, зачем нужна поддержка и как можно помочь.
- Прямо призывают жертвовать деньги: почему требуется именно такая сумма и на что она будет потрачена.
Аналогичная структура подходит и для текстов о журналистском крауд-проекте:
- важно объяснить аудитории, на какой запрос читателей отвечает будущий медиапроект, почему он не удовлетворяется в текущей ситуации;
- рассказать о проекте и выгодах, которые аудитория получит от его реализации;
предложить поддержать проект.
Что работает в краудфандинге, а от чего лучше отказаться, по версии редакции «Такие дела»:
Сработало:
- Обращение к «модным» темам. Например, сейчас растет интерес аудитории к экологической тематике, соответственно, такие сборы стали более заметны и популярны.
- Привязка к датам и событиям. Это излюбленный прием НКО: приурочить проблемную публикацию ко Всемирному дню осведомленности о каком-либо заболевании.
- Запуск как инфоповод. Желательно еще до старта крауд-кампании заручиться поддержкой «друзей проекта», блогеров, других СМИ, которые смогут рассказать о начале проекта.
- Для каждой аудиторий – индивидуальный подход. Люди по-разному воспринимают информацию, поэтому в процессе краудфандинга можно экспериментировать с тональностью текстов. Так, одну целевую аудиторию зацепит эмоциональный рассказ от лица героя, другую – аналитический расчет.
- Личная заинтересованность и вовлеченность ключевых сотрудников. У проекта должно быть лицо: например, личный интерес и харизма директора «Таких дел» Мити Алешковского помогла становлению проекта. Соответственно, чтобы крауд-проект был успешным, автору следует активно рассказывать о нем в СМИ и соцсетях, генерировать инфоповоды, сотрудничать с блогерами и лидерами мнений.
- Разные форматы: от репортажей до фотоисторий.
- Дизайнерские элементы: качественные фотографии, иллюстрации, яркий акцент на форме с просьбой о поддержке, кнопка «помочь» и т.п.
- Таргетинг. «Такие дела» увеличили охваты материалов и сборы, проанализировав свою целевую аудиторию и настроив рекламу в соцсетях на схожую по характеристикам.
- Демонстрация достижений. Люди неохотно жертвуют деньги на «голую» идею. Покажите, какая работа уже проведена, чтобы проект состоялся.
- Мерч и сувениры. Аудитории приятно получать бонусы за пожертвование, кроме того, например, толстовки и сумки с красивым принтом могут привлечь внимание новой аудитории. О том, как придумывать лоты для крауд-кампании, мы рассказали в других карточках АНРИ.
Не сработало:
- Чересчур подробный рассказ о команде, целях и задачах проекта.
- Сухой язык, воззвание к числам и экономике.
- Слишком большие суммы для сборов. Чтобы не отпугивать аудиторию, крупную сумму лучше раздробить на несколько небольших сегментов и запустить череду крауд-кампаний.
- Длинные видео. Аудитории достаточно короткого крауд-ролика с обращением автора или команды. О том, как сделать крауд-видео, читайте в наших карточках.
Как подготовить проект для краудфандинга
Любой краудфандинговый проект состоит из нескольких обязательных элементов: видеообращение, финансовая цель и сроки проведения сбора, описание проекта, варианты вознаграждения. Разберем каждый из них:
1. Видеообращение
Краудфандинговое видео или видеообращение — это короткий ролик-визитка, в котором авторы рассказывают о себе, сути и задачах проекта, ставят финансовую цель и призывают аудиторию поддержать идею.
Видеообращение является важным и наиболее эмоциональным инструментом крауд-кампании. Некоторые авторы пренебрегают созданием видео, однако опытным путем доказано, что качественное видеообращение вдвое увеличивает шансы проекта на успех.
При подготовке ролика следует:
- Написать сценарий: определите целевую аудиторию проекта, учтите ее ценности и потребности (как к ней обращаться, какие образы использовать).
- Позаботиться о качестве видео и звука: можно использовать профессиональное оборудование либо снимать с помощью двух смартфонов (один использовать в качестве камеры, второй – диктофона). В наших других карточках мы подробно рассказали, как записать и смонтировать качественный видеоролик.
- Соблюдать хронометраж в 2-2,5 минуты: за это время зритель не успеет заскучать и скорее всего досмотрит видео до конца.
- Побуждать к действию: обратиться к аудитории и попросить о финансовой поддержке либо об информационной или волонтерской (это называется краудсорсинг). Зрители должны понимать, зачем посмотрели видео.
- Спланировать время: видео должно быть опубликовано одновременно с запуском крауд-кампании.
- Подготовить красивый стоп-кадр для заставки.
- Использовать титры: многие интернет-пользователи предпочитают смотреть ролики без звука, поэтому нужно дублировать закадровый текст и комментарии титрами.
При написании сценария для видеообращения можно использовать следующую структуру:
- Информация об авторе: кто вы, чем занимается ваша команда.
- Проблема: объясните, почему вы решили реализовать конкретный проект, какая проблема побудила начать действовать.
- Суть идеи: используйте понятные широкой аудитории фразы.
- Финансовая цель: что именно вам предстоит купить или оплатить.
- Обращение за поддержкой: ваша идея – это ваша мечта, говорите о ней с гордостью, призывайте зрителей стать соавторами.
2. Описание проекта
Описание должно быть понятным и интересным: в чем заключается идея, кто реализует проект, какую проблему он решает (или кому поможет), почему стоит его поддержать и что будет сделано, если проект соберет нужную сумму.
Описание следует максимально визуализировать с помощью фотографий, макетов проекта или продукта, инфографики. В идеале каждые два-три абзаца текста должна разбивать картинка.
3. Финансовая цель и сроки проведения проекта
Чтобы определить финансовую цель проекта, следует посчитать необходимые затраты на его реализацию, прибавить комиссию платформы и платежных систем, затраты на налоги (отдельного налога на краудфандинг пока не существует, но сбор облагается 13%-ным налогом на доходы физлиц), затраты на вознаграждения и их доставку.
Финансовая цель должна быть достижимой. Соотнесите ее со своими возможностями: в первый раз собрать небольшую сумму на локальный проект проще, чем запустить масштабный многомиллионный сбор.
Средняя продолжительность краудфандингового проекта составляет 1,5 – 3 месяца. Обычно за это время проекты с умеренной финансовой целью успевают собрать нужную сумму. Некоторые крауд-площадки ограничивают сроки проведения сборов, но позволяют продлить их в отдельных случаях.
4. Вознаграждения
Часто авторы проектов предлагают соучастникам вознаграждения за поддержку: безвозмездные, нематериальные с бонусом или материальные.
Безвозмездные вознаграждения – это различные благодарности. Например, журналисты и СМИ могут отблагодарить конкретных людей в будущем номере газеты или журнала, упомянуть в титрах или лонгриде, прислать благодарственную онлайн-открытку.
В качестве нематериальных вознаграждений с бонусом можно подарить соучастникам электронную версию журнала, предложить посетить онлайн мастер-класс или лекцию, устроить чаепитие в редакции, написать о них статью.
Материальным вознаграждением могут служить любые продукты: бумажные версии журнала, сувениры с логотипом компании, подарки от неравнодушного спонсора.
Линор Горалик, маркетолог и эксперт по запуску крауд-кампаний, использует похожую структуру. Основу крауд-контента составляют описание проекта, видео и цитаты. Рассмотрим каждый из этих элементов:
1. Описание проекта
Расскажите аудитории, о чем ваш проект, какую проблему решает (или кому поможет), сколько денег требуется на реализацию и предложите поддержать. Описание может иметь следующую структуру:
- Что это будет (1-2 фразы): объясните, зачем запущен краудфандинг. Читатель должен понять, какой проект получится в итоге: например, «репортаж с места событий», «серия подкастов по теме», «еще один год жизни издания».
- Кто это делает (и почему им можно доверять): коротко расскажите о своей команде.
- Что уже сделано (3-4 пункта). Люди неохотно жертвуют деньги на «голую» идею. Покажите, что уже сделано, чтобы проект состоялся.
- Что осталось сделать (3-4 пункта).
- Сколько не хватает (сумма и пояснение). Даже если нужен миллион рублей, не следует отпугивать аудиторию огромными суммами: детализируйте бюджет, расскажите про конкретные задачи и их стоимость. Финансовая цель должна быть достижимой. Соотнесите ее со своими возможностями: в первый раз собрать небольшую сумму на локальный проект проще, чем запустить масштабный многомиллионный сбор.
- Как перечислить деньги (разные варианты поддержки проекта): предложите аудитории купить лоты, пожертвовать просто так или обсудить с редакцией другие варианты помощи.
2. Видео
Помимо видеообращения авторов проекта (здесь мы подробно рассказали, как записывать крауд-видео) для продвижения понадобится серия минутных роликов от «друзей проекта»: знакомых блогеров, публичных персон и лидеров мнений. Попросите команду составить списки тех, к кому они могут обратиться с просьбой об участии (журналисты, музыканты, ученые, телеведущие и др.): перечень получится «разношерстным», зато затронет разные целевые аудитории.
Пусть они расскажут, почему этот проект обречен на успех: поможет конкретным людям, принесет видимую пользу, заострит внимание на проблеме.
3. Цитаты
Разберите видео самых известных персон на цитаты и используйте их в пресс-релизах: такие тексты СМИ возьмут охотнее.
Лоты в краудфандинге: что мы «продаем»
Обычно авторы крауд-проектов предлагают соучастникам получить вознаграждение за пожертвование – приобрести тот или иной лот в зависимости от внесенной суммы. В случае журналистского краудфандинга СМИ могут вовсе не предлагать лоты аудитории: лояльность читателей и подписчиков – это тоже ресурс, который может помочь собрать необходимую сумму. Кроме того, часто проекты СМИ поддерживают не только читатели, но и люди, считающие важным сохранить медийное разнообразие.
Лоты бывают:
- Символические – это разные благодарности (лот №1 – «просто хочу поддержать»).
- Электронные – виртуальные вознаграждения (онлайн-открытки, упоминание в титрах / лонгриде, отдельный пост с благодарностью в соцсетях).
- Материальные – любые подарки.
- Ивентовые – возможность поучаствовать в специальных мероприятиях (концерт, завтрак с редактором (офлайн или онлайн), вебинар, мастер-класс).
Шаг или разница в размере стоимости лотов зависит от целевой аудитории проекта. Например, студентам логично предложить множество недорогих лотов (за 100-300 рублей), обеспеченной аудитории – более крупные лоты.
Основное внимание следует уделить «ходовым» лотам по 300-500 рублей. Как правило, крауд-кампании набирают 50-80% финансирования за счет подобных небольших пожертвований. Больше суммы складываются из маленьких цифр: не стесняйтесь напоминать людям, что даже сто рублей помогут проекту состояться.
Самым большим лотом в линейке (50-100 тысяч рублей) может быть предложение «стать партнером». Это еще раз напомнит аудитории, что вы открыты для сотрудничества.
Как придумывать лоты?
Предложите команде составить списки публичных людей и вещей (услуг), о которых их можно попросить: нарисовать открытку или принт для сувениров, подарить музыкальный альбом или книгу с автографом, провести кулинарный мастер-класс или лекцию, организовать концерт или поэтический вечер. Эти идеи и станут лотами.
Как продвигать крауд-проект? Советы
Чтобы подготовить «теплый старт» для крауд-проекта, стратегию продвижения следует спланировать до его запуска: определить целевую аудиторию и каналы распространения информации, подготовить медиаплан и написать тексты, продумать визуальное оформление, записать видеообращение и договориться об информационной поддержке с дружественными медиа и лидерами мнений.
Начинать продвижение проекта следует с ближней лояльной аудитории: ваших читателей, подписчиков, друзей и родственников. Затем проект можно масштабировать, обратившись к новой аудитории, СМИ, блогерам.
Важно понимать, что успех проекта напрямую зависит от интереса аудитории: деньги на его реализацию дает не абстрактная толпа, а сформированное вокруг проблемы или бренда сообщество.
Техника «крауд-проект как магазин»
Один из вариантов подготовки стратегии продвижения будущего проекта — использовать технику «крауд-проект как магазин». Эта техника предлагает взглянуть на краудфандинговый проект как на небольшой онлайн-магазин: аудитории (покупателям) предлагаются лоты (товары) с целью собрать средства на конкретную идею (получить прибыль).
Чтобы «магазин» заработал, необходимо рассказать о проекте аудитории и подготовить лоты, которые соучастники смогут получить в качестве вознаграждения за поддержку проекта.
Что еще может стать элементом продвижения?
- Сам факт краудфандинга: расскажите о начале сбора читателям и подписчикам, подготовьте пресс-релизы и обращения к блогерам.
- Отдельные лоты: каждый из них может стать поводом для новости.
- Отдельные элементы описания, цитаты и видео. Каждое упоминание краудфандинга должно сопровождаться ссылкой на крауд-проект.
Все эти элементы составляют основу контент-плана крауд-кампании. В среднем краудфандинг длится около двух месяцев: за это время можно собрать нужную сумму и не надоесть людям.
Счастливые тринадцать. Как «оживить» сбор крауд-проекта.
Этот список поможет вам в том случае, если сборы в проекте остановились. В чек-листе вы найдете тринадцать способов привлечь внимание аудитории и расширить круг участников вашей кампании.
Краудфандинговые рассылки
По опыту журналистов «Таких дел», рассылки – один из важных способов взаимодействия с аудиторией. В рассылках можно рассказывать об актуальных проектах, «горящих» сборах и успехах.
Как превратить читателя в подписчика:
1. Настроить цепочки писем. Каждый новый подписчик портала «Такие дела» получает четыре письма в конкретный временной промежуток: приветственное письмо с рассказом о компании, детальную рассылку про проекты, описание достижений по итогам материалов и только в четвертом письме – просьбу сделать пожертвование. Разумеется, не все прочтут четыре письма, но те, кто дойдет до конца, станут лояльной целевой аудиторией.
Недавно журналисты стали привлекать к рассылкам героев прежних публикаций: они рассказывают о наступивших изменениях и просят поддержать проект.
2. Сформировать график рассылок: так, информационные рассылки стоит готовить раз в неделю, отчеты для доноров — раз в месяц.
3. Реактивировать «замерших» читателей: тех, кто вообще не читает рассылки, лучше отписать, чтобы не снижать показатели конверсии. Для остальных можно подготовить специальные письма и поинтересоваться, какую рассылку они хотели бы получать, что следует изменить.
Наталья Игнатенко, PR-директор крупнейшей в России краудфандинговой платформы Planeta.ru, рассказывает, чем, кроме привлечения дополнительного финансирования, краудфандинг может быть полезен СМИ, у кого из коллег уже получилось реализовать успешные крауд-проекты.
В 2018 году на экраны вышел документальный фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни», снятый и подготовленный на средства краудфандинга.
Ирина Журавлева, режиссер и продюсер фильма, рассказала об элементах крауд-кампании и продвижении. Вы узнаете, зачем нужно (просто необходимо!) крауд-видео и как его снимать.
Линор Горалик*, писатель и маркетолог, подробно рассказывает про продвижение крауд-проекта: техника «крауд-проект как магазин», крауд-лоты и крауд-контент.
Прямо в эфире Линор делится краткими шпаргалками.
* - выполняет функции иноагента
Наталья Игнатенко, PR-директор краудфандинговой платформы Planeta.ru, рассказывает, зачем журналисты запускают краудфандинговые проекты, и представляет пошаговые кейсы четырех успешных крауд-проектов на Planeta.ru.
Разбор идей с Владимиром Шведовым, главным редактором портала «Такие дела»: какие идеи «заходят» на краудфандинг, а какие — нет. Как авторам проекта выбрать формат и определиться с жанром, как найти свою аудиторию и заинтересовать ее.
Юлия Корнева, журналист Агентства новостей ТВ2 (Томск), автор фильмов Экспедиции ТВ2, делится опытом краудфандинга региональной редакции и рассказывает про методы работы со своим сообществом.