EN

Краудфандинг журналистской истории с нуля

Пионеры регионального краудфандинга — журналисты томского Агентства новостей ТВ2 — делятся опытом успешных сборов и рассказывают, как превратить читателей в «друзей проекта».

Статья подготовлена по материалу вебинара Юлии Корневой, журналиста Агентства новостей ТВ2 и автора проекта «Экспедиции ТВ2», в рамках проекта Альянса независимых региональных издателей (АНРИ) с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Запись вебинара можно посмотреть в разделе «Видео».

Команда проекта: оператор Александр Сакалов и журналист Юлия Корнева

«Не имей сто рублей…»

Журналисты Агентства новостей ТВ2 регулярно ездят в экспедиции и открывают зрителям далекие уголки нашей страны: Нарым, Васюганское болото, древний речной путь из Москвы на Дальний Восток, Перевал Дятлова, старообрядческие поселения в тайге.

Два года назад, когда деньги на поездки в бюджете издания иссякли, журналисты решили попробовать народное финансирование. Редакция и раньше прибегала к помощи волонтеров: заядлые путешественники предоставляли транспорт и экипировку, выступали гидами. Один из них предложил открыть краудфандинг и создал для ТВ2 страницу для сбора денег на экспедиции.

Начали поступать пожертвования, причем с каждым новым фильмом география спонсоров расширялась. Люди жертвовали деньги по разным причинам:

  • личная история: например, фильмы про раскулаченных и ссыльных привлекли к проекту внимание их потомков; 
  • желание приобщиться к хорошему проекту и поддержать редакцию.

Многие поддерживают «Экспедиции ТВ2» из-за приключенческого формата: любовь к путешествиям перерастает в интерес к сложным темам, которые поднимает редакция (репрессии, ссылки, людские трагедии).

За два года журналистам удалось собрать с помощью краудфандинга почти один миллион рублей.

Подготовка и проведение крауд-кампании

Поиск темы – один из самых сложных этапов подготовки. Журналисты не берут уже отснятые сюжеты либо ищут новые повороты. Например, задумав снять фильм про оленьи стойбища в Ханты-Мансийском автономном округе, команда связалась с внуком поэта и активиста Юрия Вэллы. Оказалось, на его стойбище ловит 4G, есть гостевой домик, а его сосед — известный блогер. В итоге получился фильм о современном кочевнике.

Финансовая цель проекта, как правило, немного превышает необходимые расходы на транспорт, топливо, проживание и питание. В среднем редакция собирает около 40-60 тысяч рублей на экспедицию. Скромные суммы получаются в том числе за счет поддержки волонтеров и «друзей проекта», которые помогают добраться до места, предоставляют ночлег или угощают ужином.

В качестве поощрения ТВ2 предлагает спонсорам символическое вознаграждение: упоминание в титрах. Подробнее о том, какие бывают лоты в крауд-кампании, мы уже рассказали в других карточках АНРИ.

Кроме того, каждый человек, сделавший пожертвование, получает ответное письмо от автора проекта: новым спонсорам рассказывают про фильмы ТВ2, постоянным соучастникам предлагают сделать репост сбора в соцсетях. Часто завязываются переписки, которые затем перерастают в сотрудничество: приходят новые волонтеры и «друзья проекта», готовые поддержать финансово, советом или репостом.

Каждый новый сбор редакция анонсирует в соцсетях. Как правило, первые посты не приносят большого отклика, но репосты позволяют найти спонсоров в разных уголках России. Чтобы поддерживать интерес к краудфандингу, журналисты выпускают трейлеры будущей экспедиции, записывают стендапы и публикуют смешные дубли с прошлых съемок.

Монтаж и распространение

Над «Экспедициями ТВ2» работают всего два человека: автор проекта Юлия Корнева и оператор Александр Сакалов. Соответственно, подготовка сценария, поиск героев, сборы, поездка, съемка, монтаж, обработка звука — производятся своими силами.

После выхода фильма начинается новый этап: продвижение проекта и получение обратной связи от аудитории. Журналисты публикуют фильм на сайте и в соцсетях. Автор проекта отправляет письмо спонсорам, в котором призывает смотреть фильм, делать репосты и оставлять комментарии.

Часто в качестве благодарности зрители оставляют пожертвование на следующий проект «Экспедиций ТВ2».