EN

​Женщины в новостях: от «работающей мамы» к эксперту

Женщин минимум в два раза реже цитируют в СМИ. А если и пишут, то часто называют «женщинами—водителями», «работающими мамами» или чьими-то женами, подчеркивают внешние данные и эмоциональность.

Если СМИ не представляют женщин как равных и продвигают стереотипы в отношении их работы и социальных ролей, не обращаются за экспертными комментариями, они увековечивают и усиливают гендерное неравенство.

Чтобы создать безопасную рабочую среду и улучшить гендерный баланс в публикациях СМИ, программа Всемирной газетной ассоциации «Женщины в новостях» проанализировала международный опыт и выпустила два практических пособия для руководителей и сотрудников медиаотрасли. Альянс независимых региональных издателей (АНРИ) публикует пособия и исследует, насколько международный опыт актуален в России, чего не хватает и каких изменений ждут сами журналисты.

Пройдите опрос, чтобы мы могли уточнить ситуацию в российских медиа!  Заполните короткую анкету (всего пять вопросов!). Опрос анонимный. Результаты будут использованы командой «Женщины в новостях» для уточнения пособий.

Нажмите, чтобы скачать пособие

Нажмите, чтобы скачать пособие

Что такое гендерный баланс

Вопросы равенства уже давно вошли в мировую повестку, но сам термин «гендерный баланс» лишь только укореняется в русскоязычной среде.

Эксперты Всемирного экономического форума считают, что в современных условиях различия в экономических возможностях мужчин и женщин настолько велики, что для их полного преодоления потребуется 202 года. Исследователи отмечают появление новых форм дискриминации, таких как онлайн-сексизм, цифровой хараcсмент, виктимблейминг.

Программа Всемирной газетной ассоциации WAN-IFRA «Женщины в новостях» (Women In News, WIN) уже более десяти лет выступает за равную медиаинсдустрию. Это касается не только доступа женщин к образованию и введения квот в организациях, но и усиления женских голосов в СМИ.  Хотя женщины составляют более половины населения мира, в публикациях медиа, по данным WIN, им отводится лишь 25% времени и места. Читатели все чаще обращают на это внимание, и медиа, не сумев перестроиться, рискуют понести репутационный ущерб или даже оттолкнуть аудиторию.

Роль СМИ в улучшении гендерного баланса


Медиаиндустрия сыграла непосредственную роль в увековечении неравенства, считают эксперты WIN. Так, женщин в два раза реже цитируют в СМИ, а если и упоминают, то часто называют «работающими мамами», «женщинами-водителями» или чьими-то женами, подчеркивают внешние данные и эмоциональность.

СМИ запускают отдельные рубрики с «женским» контентом, ограничивая круг женских интересов косметикой, домашним хозяйством, жизнью знаменитостями, развлечениями и модой.

Кроме того, журналисты реже обращаются к женщинам за экспертным мнением. Команда проекта «Sh.e» проанализировала публикации 244 русскоязычных медиа и обнаружила, что лишь в  19% текстов об экономике и политике в качестве экспертов выступают женщины. Гораздо чаще женщины-эксперты комментируют вопросы, связанные с образованием.

«Цитаты мужчин и женщин слабо различаются по эмоциональной окраске и, в целом, эксперты обоих полов не склонны к эмоциональным высказываниям. Это важный аргумент против гендерных стереотипов о женской эмоциональности», — говорится в результатах исследования.


Как изменить ситуацию


Чтобы укоренить идеи гендерного баланса, руководству СМИ необходимо официально закрепить новые стратегии по созданию контента. А именно: активнее привлекать женщин в качестве источников новостей и экспертов, соблюдать баланс в интервью между женщинами и мужчинами, избегать гендерных стереотипов и сексистских замечаний.

WIN предлагает несколько шагов для улучшения ситуации:

1. Продвигайте женщин

Убедитесь, что они фигурируют в качестве главных или по крайней мере заметных персонажей в репортажах. Это не означает, что женщины обязательно должны быть героями истории, они могут быть комментаторами, экспертами или рассказчиками.

Если это невозможно, убедитесь, что женщины появятся в другой статье, чтобы поддержать баланс.

2. Дайте слово женщинам

  • Увеличьте число авторов-женщин: журналистки чаще обращаются за комментарием к женщинам.
  • Дайте женщинам работать над важными историями: если журналистка пишет только о стиле и отдыхе, путешествиях или жизни знаменитостей – это проявление дисбаланса по гендерному признаку. Убедитесь, что женщины работают над ключевыми темами: политика, спорт, бизнес и т.д.
  • Не нужно интересоваться только личным опытом женщины: плохо, когда исключительно мужчины комментируют политику, а женщины – вопросы воспитания детей и устройства домашнего быта.
  • Приглашайте женщин в качестве экспертов.
  • Обучайте экспертов навыкам общения с журналистами.

3. Избегайте гендерных стереотипов и сексизма

4. Ориентируйтесь на женщин: женщины и мужчины по-разному реагируют на различные темы новостей и стили репортажей. Исследования показывают, что женщины активнее откликаются на личный, эмоциональный и визуальный контент. Например, расскажите политическую историю через личный опыт.

Разумеется, чтобы новая стратегия сработала, руководству СМИ необходимо официально закрепить изменения: назначить руководителя, установить цели и сроки, обучить персонал и отслеживать изменения.


Опыт российских медиа: исследование


Альянс независимых региональных издателей (АНРИ) в партнерстве с программой «Женщины в новостях» проводит опрос среди сотрудников СМИ, чтобы понять, насколько международный опыт актуален в России, чего не хватает и каких изменений ждут сами журналисты.

Заполните короткую анкету (всего пять вопросов!). Опрос анонимный. Результаты будут использованы командой «Женщины в новостях» для уточнения пособий.