Женщины в новостях: от «работающей мамы» к эксперту
Женщин минимум в два раза реже цитируют в СМИ. А если и пишут, то часто называют «женщинами—водителями», «работающими мамами» или чьими-то женами, подчеркивают внешние данные и эмоциональность.
Если СМИ не представляют женщин как равных и продвигают стереотипы в отношении их работы и социальных ролей, не обращаются за экспертными комментариями, они увековечивают и усиливают гендерное неравенство.
Чтобы создать безопасную рабочую среду и улучшить гендерный баланс в публикациях СМИ, программа Всемирной газетной ассоциации «Женщины в новостях» проанализировала международный опыт и выпустила два практических пособия для руководителей и сотрудников медиаотрасли. Альянс независимых региональных издателей (АНРИ) публикует пособия и исследует, насколько международный опыт актуален в России, чего не хватает и каких изменений ждут сами журналисты.
Пройдите опрос, чтобы мы могли уточнить ситуацию в российских медиа! Заполните короткую анкету (всего пять вопросов!). Опрос анонимный. Результаты будут использованы командой «Женщины в новостях» для уточнения пособий.
Что такое гендерный баланс
Вопросы равенства уже давно вошли в мировую повестку, но сам термин «гендерный баланс» лишь только укореняется в русскоязычной среде.
Эксперты Всемирного экономического форума считают, что в современных условиях различия в экономических возможностях мужчин и женщин настолько велики, что для их полного преодоления потребуется 202 года. Исследователи отмечают появление новых форм дискриминации, таких как онлайн-сексизм, цифровой хараcсмент, виктимблейминг.
Программа Всемирной газетной ассоциации WAN-IFRA «Женщины в новостях» (Women In News, WIN) уже более десяти лет выступает за равную медиаинсдустрию. Это касается не только доступа женщин к образованию и введения квот в организациях, но и усиления женских голосов в СМИ. Хотя женщины составляют более половины населения мира, в публикациях медиа, по данным WIN, им отводится лишь 25% времени и места. Читатели все чаще обращают на это внимание, и медиа, не сумев перестроиться, рискуют понести репутационный ущерб или даже оттолкнуть аудиторию.
Роль СМИ в улучшении гендерного баланса
Медиаиндустрия сыграла непосредственную роль в увековечении неравенства, считают эксперты WIN. Так, женщин в два раза реже цитируют в СМИ, а если и упоминают, то часто называют «работающими мамами», «женщинами-водителями» или чьими-то женами, подчеркивают внешние данные и эмоциональность.
СМИ запускают отдельные рубрики с «женским» контентом, ограничивая круг женских интересов косметикой, домашним хозяйством, жизнью знаменитостями, развлечениями и модой.
Кроме того, журналисты реже обращаются к женщинам за экспертным мнением. Команда проекта «Sh.e» проанализировала публикации 244 русскоязычных медиа и обнаружила, что лишь в 19% текстов об экономике и политике в качестве экспертов выступают женщины. Гораздо чаще женщины-эксперты комментируют вопросы, связанные с образованием.
«Цитаты мужчин и женщин слабо различаются по эмоциональной окраске и, в целом, эксперты обоих полов не склонны к эмоциональным высказываниям. Это важный аргумент против гендерных стереотипов о женской эмоциональности», — говорится в результатах исследования.
Как изменить ситуацию
Чтобы укоренить идеи гендерного баланса, руководству СМИ необходимо официально закрепить новые стратегии по созданию контента. А именно: активнее привлекать женщин в качестве источников новостей и экспертов, соблюдать баланс в интервью между женщинами и мужчинами, избегать гендерных стереотипов и сексистских замечаний.
WIN предлагает несколько шагов для улучшения ситуации:
1. Продвигайте женщин
Убедитесь, что они фигурируют в качестве главных или по крайней мере заметных персонажей в репортажах. Это не означает, что женщины обязательно должны быть героями истории, они могут быть комментаторами, экспертами или рассказчиками.
Если это невозможно, убедитесь, что женщины появятся в другой статье, чтобы поддержать баланс.
2. Дайте слово женщинам
- Увеличьте число авторов-женщин: журналистки чаще обращаются за комментарием к женщинам.
- Дайте женщинам работать над важными историями: если журналистка пишет только о стиле и отдыхе, путешествиях или жизни знаменитостей – это проявление дисбаланса по гендерному признаку. Убедитесь, что женщины работают над ключевыми темами: политика, спорт, бизнес и т.д.
- Не нужно интересоваться только личным опытом женщины: плохо, когда исключительно мужчины комментируют политику, а женщины – вопросы воспитания детей и устройства домашнего быта.
- Приглашайте женщин в качестве экспертов.
- Обучайте экспертов навыкам общения с журналистами.
3. Избегайте гендерных стереотипов и сексизма
4. Ориентируйтесь на женщин: женщины и мужчины по-разному реагируют на различные темы новостей и стили репортажей. Исследования показывают, что женщины активнее откликаются на личный, эмоциональный и визуальный контент. Например, расскажите политическую историю через личный опыт.
Разумеется, чтобы новая стратегия сработала, руководству СМИ необходимо официально закрепить изменения: назначить руководителя, установить цели и сроки, обучить персонал и отслеживать изменения.
Опыт российских медиа: исследование
Альянс независимых региональных издателей (АНРИ) в партнерстве с программой «Женщины в новостях» проводит опрос среди сотрудников СМИ, чтобы понять, насколько международный опыт актуален в России, чего не хватает и каких изменений ждут сами журналисты.
Заполните короткую анкету (всего пять вопросов!). Опрос анонимный. Результаты будут использованы командой «Женщины в новостях» для уточнения пособий.