Журналистика решений. В каких материалах мы нуждаемся во время кризиса? – АЛЬЯНС НЕЗАВИСИМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗДАТЕЛЕЙ
EN

Журналистика решений. В каких материалах мы нуждаемся во время кризиса?

Когда – уже больше года назад – по миру распространилась пандемия, я подумал: “Ну вот и все”. Теперь не время для позитивных и конструктивных тем, на которые мы обычно ориентируемся в Squirrel News. Происходящее было настолько важным и ужасающим: стремительно растущее количество зараженных, внезапный комендантский час, введенный даже в демократических странах, фотографии перегруженных отделений интенсивной терапии в больницах, поставленные друг на друга гробы.

Какая ошибка! Мне, как и многим другим, потребовалось время, чтобы понять, что пандемия будет длиться долго и что мы не можем просто сидеть на месте и смотреть, как все разрушается. Нам нужно пытаться найти из всего этого выход.

Кризис углублялся, а политики действовали все более беспорядочно, и становилось ясно, что нам недостает самих решений, а также качественного и глубокого освещения их в журналистике.

Журналистика решений помогает спасать жизни

В германских СМИ я прочел о принятой в странах Азии успешной практике отслеживания контактов и подумал, что мы тоже можем учиться на их примере. Одна статья была посвящена ситуации в Южной Корее в начале 2020-го, а другая – обратному отслеживанию контактов в Японии в конце того же года. Больше материалов на эту тему не было.

Почему их было так мало? Возможно потому, что, пытаясь ввести отслеживание контактов во время пандемии, сама Германия столкнулась с большими трудностями.

Последствия были действительно фатальными, поскольку отслеживание распространения инфекции и связанных с риском контактов – важнейшее условие, позволяющее преградить путь распространению вируса. Это было особенно верным в первый год пандемии. Чем лучше это работает, тем больше можно рассчитывать, что распространение инфекции сократится, тем больше жизней может быть спасено. Фокусирующаяся на решениях журналистика могла способствовать улучшению осведомленности общества об успешных стратегиях, а также помочь оказывать влияние на политиков, чтобы добиться от них принятия соответствующих решений.

Как гражданин, я также хотел бы видеть изменения в сторону более активного политического стиля. Но откуда такие изменения могли появиться? Могли ли СМИ и общественность усилить или поддержать этот процесс? А если да, то что, если не журналистика решений, должно стать движущей силой таких перемен?

Природа кризиса COVID-19 способствовала тому, что потребность в такой журналистике выросла. Сложности, вызванные пандемией, было относительно просто увидеть, это была четко очерченная проблема: вирус, и у этой проблемы было идеальное решение – вакцины. Люди начали активно знакомиться с информацией по вирусологии и инфекционным заболеваниям. Подкасты, которые вели эксперты в этих областях, стремительно набирали популярность, и разговоры о принятии важных решений, включая ношение масок и социальное дистанцирование, сопровождались широкими дискуссиями.

Например, сообщается, что The Guardian “увеличил количество материалов, предлагающих конструктивный подход, с двух-трех в неделю до двух-трех в день“.

“Наконец, новые перспективы”

Мы запустили Squirrel News в июне 2020-го, всего через несколько недель после первой высокой волны инфицирования, когда по всему миру вводился карантин, а отделения неотложной помощи больниц были переполнены. Когда мы увидели, насколько полезным в эти трудные времена был для читателей подобранный нами контент, посвященный возможным решениям проблем, это просто открыло нам глаза.

Однако потребность в такой журналистике существовала задолго до пандемии. Это также становится очевидным, когда читаешь комментарии читателей в приложении Squirrel News. Одно из слов, на которые мы натыкаемся там снова и снова – “наконец-то”. Читатели объясняют нам, как наш ориентированный на конструктивные решения подход помогает им ориентироваться во время пандемии.

Немецкие тележурналисты, приезжавшие к нам на съемку несколько месяцев назад, сказали, что были счастливы рассказать о чем-то хорошем. Они признались, что очень устали освещать только очень драматичные темы и истории конфликтов (они считали, что такой подход способствует привлечению читателей). Если бы они приехали немного позже, я поделился бы с ними ссылкой на недавнее исследование, посвященное журналистике решений, которое показывает, что и для привлечения читателей во многих отношениях такая журналистика работает лучше, чем освещение событий, концентрирующееся только на проблемах.

Отзывы читателей

Одна из самых впечатляющих реакций на нашу работу, которая даже привела к совместному созданию подкаста (который должен быть вскоре опубликован), пришла от живущего в Лос-Анджелесе писателя и комика Эда Красника, чьи работы часто посвящены теме психологического здоровья. Открыв для себя Squirrel News, Красник связался с нами и рассказал, как ему помогла такая небольшая новостная организация, как наша.

“Мне так понравилась Squirrel News потому, что ее материалы воздействуют на наше психологическое здоровье, даже не упоминая об этой теме, – сказал он. – Такие новости нужно читать всем. И я даже не говорю о самих историях – довольно бывает одних заголовков (по-английски headline). Они носят это название не просто так, они попадают прямо в вашу голову (по-английски head)”. И хотя на самом деле происхождение этого слова, вероятно, другое, я предпочитаю версию Красника. Она очень точно описывает, как журналистика решений влияет на людей.

Читатель, обратившийся к нам в январе, написал примерно о том же: “По-моему, о вас должны знать все. Ваше начинание может способствовать переменам к лучшему в обществе”.

Другие пишут, например, что “это отличная концепция, потому что в конце концов что-то делается, чтобы противостоять потоку плохих новостей, которые вызывают чувство беспомощности и страха”. Или просто описывают Squirrel News как “приятную альтернативу обычно преобладающему негативному освещению событий”. Другие признаются, что “снова начали наслаждаться чтением новостей” после многих лет, когда они старались их избегать.

Источник: Джонатан Вайддер, IJNet.org


Джонатан Виддер – основатель приложения и новостной платформы Squirrel News, ориентированной на новости, предлагающие решения. Раньше он был фрилансером и сотрудничал с крупными немецкими газетами, он также ​​помог запустить несколько медийных стартапов.