EN

​Подкасты. Зачем их делать, о чем и как

Рассказываем, что такое подкасты и кто их слушает, как выбрать жанр, найти аудиторию и измерить ее, а также — сколько стоит собственное шоу и как на нем заработать.

* Карточки подготовлены по материалу вебинара Дарьи Черкудиновой, журналиста и автора подкаста «НОРМ», в рамках проекта Альянса независимых региональных издателей (АНРИ) с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Запись вебинара можно посмотреть в разделе «Видео».

​1.

Что такое подкаст?

Термин «подкаст» состоит из двух слов: pod (портативный медиапроигрыватель iPod) и broadcast («транслировать»). Подкасты — это аудиопрограммы, которые можно скачивать или слушать онлайн. Их также называют «аудио по запросу» или «интимным слушанием», когда пользователь самостоятельно выбирает, что и когда он будет слушать.

​​2.

Как устроен рынок подкастов?

  • Аудитория

Подкасты слушают миллионы людей по всему миру. Например, в США аудитория слушателей подкастов составляет около 100 миллионов человек —треть страны. Российская аудитория подкастов пока точно не измерена: по разным оценкам, подкастами в России увлекается около 10 миллионов человек.

По данным Apple, 90% подкастов в iTunes не набирают и ста прослушиваний на эпизод. В России подкаст считается удачным, если его эпизоды слушают 2-3 тысячи человек в месяц. Популярные подкасты ежемесячно набирают около 40-80 тысяч прослушиваний.

Исследователи рынка уверены, что аудитория будет расти: во всем мире подкасты переживают всплеск популярности, пришедшей в 2014 году с появлением первых расследовательских проектов. Одним из знаковых в истории подкастинга стал аудиосериал «Serial» о журналистских расследованиях преступлений, запущенный создателями шоу This American Life.

Также на спрос влияет распространение стриминговых сервисов и подписок, появление беспроводных наушников и тренд на параллельное потребление контента, когда пользователь, например, совмещает прослушивание подкаста с уборкой квартиры.

  • Издатели

Издателей подкастов можно разделить на пять типов:

  1. Медиа, которые открыли собственные подразделения подкастов (The New York Times, BBC, Meduza*, «Батенька, да вы трансформер»).
  2. Специализированные компании по производству подкастов (американские Gimlet Media, Wondery, российские «Либо/Либо», «Толк»).
  3. Персоны — создатели крупных подкастов (Joe Rogan, Кристина Вазовски, Ксения Шульц).
  4. Бизнес и НКО (Duolingo, «Тинькофф», Фонд борьбы с лейкемией).
  5. Любители. Именно на долю любительских подкастов в основном приходится не более ста прослушиваний на эпизод.

*Meduza признана иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

​3.

Зачем СМИ делать подкасты?

  • Низкая конкуренция: рынок подкастинга в России еще довольно молод, его аудитория продолжает расти.
  • Быстрое и дешевое производство: подкаст можно записать у себя дома или в офисе без специального оборудования (см. карточку №5).
  • Развитие комьюнити: авторы подкастов отмечают, что аудитория, подсевшая на подкасты, довольно лояльная и заинтересованная.
  • Способ завести полезные знакомства: подкаст позволяет приглашать в качестве спикеров интересных вам и вашему проекту людей.
  • Эксперименты, которые невозможны в тексте: подкасты позволяют создавать атмосферные истории с голосами героев, саундтреком, фоновыми звуками и т.п.
  • Терапия профессионального выгорания: уставшие от ежедневой «текучки» и больших текстов журналисты могут попробовать себя в другом формате.

И наконец, подкасты — это еще один способ заработать (см. далее).

​​4.

Как и сколько можно заработать на подкастах в России?

По сложившейся на российском рынке традиции рекламодателям можно предлагать подкасты, набирающие около 5 тысяч прослушиваний за месяц. При наличии такой аудитории одно прослушивание оценивается в 2-4 рубля, дальше ­— чем больше аудитория, тем дороже реклама.

Продавать рекламу в подкастах пока еще трудно: рекламодатели не совсем хорошо понимают, что это такое. Другая сложность в том, что авторам непросто изучить свою аудиторию: хостинги не дают подробных сведений о возрасте, географии, доходе и предпочтениях слушателей.

Тем не менее, рекламодатель подкастов получит лояльную, «теплую», аудиторию и другие преимущества формата:

  • ассоциация с брендом редакции,
  • дослушивания (подкаст обычно слушают до конца),
  • модный формат.

​​​5.

Производство подкаста: жанр, команда, запись

Производство подкаста состоит из нескольких этапов: подготовка к записи, запись, монтаж и распространение. Рассмотрим каждый из них:

     1. Подготовка к записи

Подготовка начинается с выбора формата, формирования команды и написания первого сценария.

В подкастинге сложились следующие форматы:

Полная команда для производства подкастов обычно включает в себя автора, редактора, продюсера, звукорежиссера, дизайнера и композитора. Однако подкаст можно делать и практически в одиночку, освоив несколько навыков.

В сценарии подкаста следует предусмотреть приветствие и прощание, сформулировать тезисы и вопросы. При необходимости в него спонсорские тексты и фразы для взаимодействия с аудиторией: «Подписывайтесь на наш подкаст», «Подписаться на нас можно там-то», «Поддержать нас можно на такой-то платформе» и т.п.

     2. Запись подкаста

Записывать подкасты можно как дома, так и в специализированной студии (подкастерной или музыкальной).

Если запись ведется дома на телефон, важно расположить его на одинаковом удалении от всех спикеров — например, водрузив записывающее устройство на стопку книг микрофоном вверх. На телефон следует надеть импровизированную ветрозащиту — носок. Это сделает звук мягче. На качество звука также сильно влияет эхо, поэтому запись лучше вести в комнате, увешанной коврами.

Для улучшения качества звука можно использовать специализированное оборудование: микрофон, рекордер и пульт.

  • Микрофоны:

Динамические (концентрируются на звуке голоса, не «хватают» эхо и посторонние звуки; подходят для помещений без звукоизоляции): Shure SM58, Samson CO1U, Rode PodMic.

Конденсаторные (чувствительные микрофоны, которые пишут высококлассный звук в помещениях со звукоизоляцией): Audio-Technica AT2020, Rode NT-USB, Blue Yeti.

К микрофону также необходимо приобрести штатив, ветрозащиту или поп-фильтр, кабели.

  • Рекордеры и пульты:

Портативный рекордер (например, Zoom H6) — профессиональное устройство, предназначенное для качественной внестудийной записи звука. К рекордеру подключаются микрофон и наушники.

Микшерный пульт (например, Rode Caster Pro) позволяет скорректировать звучание на этапе записи.

Разумеется, обработать звук можно и в специализированных программах на компьютере.

     3. Монтаж

Сначала следует отслушать собранный материал и очистить его от посторонних шумов, сбивчивых фраз и шумов.

Существуют несколько популярных программ для монтажа подкастов:

  • Audacity (одна их самых простых программ для монтажа)
  • Garage Band (предустановлен на Macbook)
  • Adobe Audition
  • Reaper (профессиональная программа для монтажа)

Для того чтобы научиться в них работать, достаточно посмотреть несколько уроков на YouTube. Даже если вы собираетесь доверить чистку записей звукорежиссеру, сначала попробуйте программы самостоятельно, чтобы понимать, сколько такие работы могут длиться и стоить, какое качество можно ожидать на выходе.

Для завершающей «упаковки» подкаста понадобятся джингл, обложка и краткое описание. Аудиотему можно поискать в бесплатных аудиостоках либо заказать джингл у композитора или звукорежиссера. Обложку-картинку можно нарисовать самостоятельно (например, используя сервис Canva) или заказать у дизайнера.

     4. Распространение

Изначально все подкасты публикуются на хостинге — специализированной площадке для хранения аудиофайлов. Хостинг «упаковывает» файл в формат RSS, который уже выставляют на разные подкаст-площадки (Apple, Яндекс, CastBox, Google Podcasts, Overcast, Spotify).

Существует много хостингов, например:

Хостинги ведут статистику прослушиваний. Некоторые из них сертифицированы международной ассоциацией IAB, которая следит за добросовестным ведением статистики. Например, хостинги могут по-разному считать количество «контактов» с подкастом: учитывать только первое открытие либо засчитывать и повторные. Тем не менее, отсутствие сертификата IAB не означает, что данные собираются неправильно. Ознакомиться со списком сертифицированных хостингов можно здесь.

6.

Где взять аудиторию?

Стриминговые площадки помогают промотировать подкасты в баннерах, подборках или плейлистах. Например, Яндекс.Музыка предоставляет такую возможность после заполнения формы обратной связи.

Не лишней станет и помощь друзей и коллег, которые могут послушать подкаст на разных площадках, поставить ему оценку и написать отзыв.