Подкасты. Зачем их делать, о чем и как
Рассказываем, что такое подкасты и кто их слушает, как выбрать жанр, найти аудиторию и измерить ее, а также — сколько стоит собственное шоу и как на нем заработать.
* Карточки подготовлены по материалу вебинара Дарьи Черкудиновой, журналиста и автора подкаста «НОРМ», в рамках проекта Альянса независимых региональных издателей (АНРИ) с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Запись вебинара можно посмотреть в разделе «Видео».
1.
Что такое подкаст?
Термин «подкаст» состоит из двух слов: pod (портативный медиапроигрыватель iPod) и broadcast («транслировать»). Подкасты — это аудиопрограммы, которые можно скачивать или слушать онлайн. Их также называют «аудио по запросу» или «интимным слушанием», когда пользователь самостоятельно выбирает, что и когда он будет слушать.
2.
Как устроен рынок подкастов?
- Аудитория
Подкасты слушают миллионы людей по всему миру. Например, в США аудитория слушателей подкастов составляет около 100 миллионов человек —треть страны. Российская аудитория подкастов пока точно не измерена: по разным оценкам, подкастами в России увлекается около 10 миллионов человек.
По данным Apple, 90% подкастов в iTunes не набирают и ста прослушиваний на эпизод. В России подкаст считается удачным, если его эпизоды слушают 2-3 тысячи человек в месяц. Популярные подкасты ежемесячно набирают около 40-80 тысяч прослушиваний.
Исследователи рынка уверены, что аудитория будет расти: во всем мире подкасты переживают всплеск популярности, пришедшей в 2014 году с появлением первых расследовательских проектов. Одним из знаковых в истории подкастинга стал аудиосериал «Serial» о журналистских расследованиях преступлений, запущенный создателями шоу This American Life.
Также на спрос влияет распространение стриминговых сервисов и подписок, появление беспроводных наушников и тренд на параллельное потребление контента, когда пользователь, например, совмещает прослушивание подкаста с уборкой квартиры.
- Издатели
Издателей подкастов можно разделить на пять типов:
- Медиа, которые открыли собственные подразделения подкастов (The New York Times, BBC, Meduza*, «Батенька, да вы трансформер»).
- Специализированные компании по производству подкастов (американские Gimlet Media, Wondery, российские «Либо/Либо», «Толк»).
- Персоны — создатели крупных подкастов (Joe Rogan, Кристина Вазовски, Ксения Шульц).
- Бизнес и НКО (Duolingo, «Тинькофф», Фонд борьбы с лейкемией).
- Любители. Именно на долю любительских подкастов в основном приходится не более ста прослушиваний на эпизод.
*Meduza признана иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
3.
Зачем СМИ делать подкасты?
- Низкая конкуренция: рынок подкастинга в России еще довольно молод, его аудитория продолжает расти.
- Быстрое и дешевое производство: подкаст можно записать у себя дома или в офисе без специального оборудования (см. карточку №5).
- Развитие комьюнити: авторы подкастов отмечают, что аудитория, подсевшая на подкасты, довольно лояльная и заинтересованная.
- Способ завести полезные знакомства: подкаст позволяет приглашать в качестве спикеров интересных вам и вашему проекту людей.
- Эксперименты, которые невозможны в тексте: подкасты позволяют создавать атмосферные истории с голосами героев, саундтреком, фоновыми звуками и т.п.
- Терапия профессионального выгорания: уставшие от ежедневой «текучки» и больших текстов журналисты могут попробовать себя в другом формате.
И наконец, подкасты — это еще один способ заработать (см. далее).
4.
Как и сколько можно заработать на подкастах в России?
По сложившейся на российском рынке традиции рекламодателям можно предлагать подкасты, набирающие около 5 тысяч прослушиваний за месяц. При наличии такой аудитории одно прослушивание оценивается в 2-4 рубля, дальше — чем больше аудитория, тем дороже реклама.
Продавать рекламу в подкастах пока еще трудно: рекламодатели не совсем хорошо понимают, что это такое. Другая сложность в том, что авторам непросто изучить свою аудиторию: хостинги не дают подробных сведений о возрасте, географии, доходе и предпочтениях слушателей.
Тем не менее, рекламодатель подкастов получит лояльную, «теплую», аудиторию и другие преимущества формата:
- ассоциация с брендом редакции,
- дослушивания (подкаст обычно слушают до конца),
- модный формат.
5.
Производство подкаста: жанр, команда, запись
Производство подкаста состоит из нескольких этапов: подготовка к записи, запись, монтаж и распространение. Рассмотрим каждый из них:
1. Подготовка к записи
Подготовка начинается с выбора формата, формирования команды и написания первого сценария.
В подкастинге сложились следующие форматы:
- разговорный (интервью, круглый стол, «разговор на кухне»)
- нарративный (истории): подкасты-сериалы, целиком посвященные одной истории; реалити-шоу; соло-подкасты.
Полная команда для производства подкастов обычно включает в себя автора, редактора, продюсера, звукорежиссера, дизайнера и композитора. Однако подкаст можно делать и практически в одиночку, освоив несколько навыков.
В сценарии подкаста следует предусмотреть приветствие и прощание, сформулировать тезисы и вопросы. При необходимости в него спонсорские тексты и фразы для взаимодействия с аудиторией: «Подписывайтесь на наш подкаст», «Подписаться на нас можно там-то», «Поддержать нас можно на такой-то платформе» и т.п.
2. Запись подкаста
Записывать подкасты можно как дома, так и в специализированной студии (подкастерной или музыкальной).
Если запись ведется дома на телефон, важно расположить его на одинаковом удалении от всех спикеров — например, водрузив записывающее устройство на стопку книг микрофоном вверх. На телефон следует надеть импровизированную ветрозащиту — носок. Это сделает звук мягче. На качество звука также сильно влияет эхо, поэтому запись лучше вести в комнате, увешанной коврами.
Для улучшения качества звука можно использовать специализированное оборудование: микрофон, рекордер и пульт.
- Микрофоны:
Динамические (концентрируются на звуке голоса, не «хватают» эхо и посторонние звуки; подходят для помещений без звукоизоляции): Shure SM58, Samson CO1U, Rode PodMic.
Конденсаторные (чувствительные микрофоны, которые пишут высококлассный звук в помещениях со звукоизоляцией): Audio-Technica AT2020, Rode NT-USB, Blue Yeti.
К микрофону также необходимо приобрести штатив, ветрозащиту или поп-фильтр, кабели.
- Рекордеры и пульты:
Портативный рекордер (например, Zoom H6) — профессиональное устройство, предназначенное для качественной внестудийной записи звука. К рекордеру подключаются микрофон и наушники.
Микшерный пульт (например, Rode Caster Pro) позволяет скорректировать звучание на этапе записи.
Разумеется, обработать звук можно и в специализированных программах на компьютере.
3. Монтаж
Сначала следует отслушать собранный материал и очистить его от посторонних шумов, сбивчивых фраз и шумов.
Существуют несколько популярных программ для монтажа подкастов:
- Audacity (одна их самых простых программ для монтажа)
- Garage Band (предустановлен на Macbook)
- Adobe Audition
- Reaper (профессиональная программа для монтажа)
Для того чтобы научиться в них работать, достаточно посмотреть несколько уроков на YouTube. Даже если вы собираетесь доверить чистку записей звукорежиссеру, сначала попробуйте программы самостоятельно, чтобы понимать, сколько такие работы могут длиться и стоить, какое качество можно ожидать на выходе.
Для завершающей «упаковки» подкаста понадобятся джингл, обложка и краткое описание. Аудиотему можно поискать в бесплатных аудиостоках либо заказать джингл у композитора или звукорежиссера. Обложку-картинку можно нарисовать самостоятельно (например, используя сервис Canva) или заказать у дизайнера.
4. Распространение
Изначально все подкасты публикуются на хостинге — специализированной площадке для хранения аудиофайлов. Хостинг «упаковывает» файл в формат RSS, который уже выставляют на разные подкаст-площадки (Apple, Яндекс, CastBox, Google Podcasts, Overcast, Spotify).
Существует много хостингов, например:
- Libsyn (рекомендует Apple)
- Simplecast
- Anchor (универсальный хостинг для начинающих: бесплатный и простой)
- SoundCloud
- Podster
Хостинги ведут статистику прослушиваний. Некоторые из них сертифицированы международной ассоциацией IAB, которая следит за добросовестным ведением статистики. Например, хостинги могут по-разному считать количество «контактов» с подкастом: учитывать только первое открытие либо засчитывать и повторные. Тем не менее, отсутствие сертификата IAB не означает, что данные собираются неправильно. Ознакомиться со списком сертифицированных хостингов можно здесь.
6.
Где взять аудиторию?
Стриминговые площадки помогают промотировать подкасты в баннерах, подборках или плейлистах. Например, Яндекс.Музыка предоставляет такую возможность после заполнения формы обратной связи.
Не лишней станет и помощь друзей и коллег, которые могут послушать подкаст на разных площадках, поставить ему оценку и написать отзыв.