EN

«Пресса Великой войны»: историко-культурный проект на Поклонной горе

20 и 21 октября в Москве, в Музее Победы на Поклонной горе, пройдут мероприятия историко-культурного Проекта «Пресса Великой войны», реализуемого Союзом предприятий печатной индустрии (ГИПП) при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

В этом году мы отмечаем 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Эта война стала суровым испытанием для нашего народа, потребовала огромного напряжения всех его физических и духовных сил, задействования всех ресурсов государства для отпора врагу.

Исключительно важную роль в мобилизации населения на борьбу с захватчиками сыграли печатные средства массовой информации. В годы войны пресса имела огромное значение и как единственный для большинства населения источник оперативных новостей о событиях на фронтах и в тылу, и как эффективный инструмент противодействия вражеской пропаганде.

По сравнению с мирным временем коренным образом изменилось содержание публикаций в газетах и журналах и форма подачи материала. Эмоциональный накал, пафос, пропагандистская направленность материалов были призваны поддержать патриотизм, боевой дух и трудовой энтузиазм народа, сплотить население ради решения главной задачи – освобождения страны, решительной и окончательной победы над фашистской Германией.

В короткие сроки после начала войны печатная индустрия прошла реорганизацию, позволившую обеспечить ее бесперебойную работу в новых условиях. Это касалось всех без исключения изданий – от центральных общественно-политических до литературно-художественных, детских, сатирических газет и журналов, а также типографий, системы распространения прессы. Существенно сократились редакции центральных и областных изданий, тысячи работавших в них журналистов и писателей были откомандированы в редакции фронтовых газет, создаваемых в армейских частях и соединениях. На захваченных территориях был организован выпуск газет и листовок в подполье, в партизанских отрядах, сюда же была налажена доставка прессы с Большой земли. Без преувеличения можно сказать, что печать стала грозным оружием в борьбе с немецкими оккупантами.

Для нынешнего поколения, особенно для молодых людей, очень важно знать и помнить историю своей страны, одной из самых ярких и героических страниц которой стали события Великой Отечественной войны, во многом определившие дальнейшее развитие нашего общества. Отдельного изучения и памяти достойна военная пресса, внесшая неоценимый вклад в достижение Великой Победы.

Рассказать о роли и значении периодической печати в военные годы, об организации работы прессы в неимоверно тяжелых условиях этого периода, об уникальном, оплаченном кровью опыте, который получила отечественная медиаотрасль, – такие задачи ставят перед собой организаторы Проекта «Пресса Великой войны», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Мероприятия Проекта состоятся на двух площадках. В выставочном зале будет располагаться экспозиция раритетных образцов прессы военного времени (архивные номера центральных, фронтовых, партизанских газет, листовок, бюллетеней и другой печатной продукции). Посетители выставки смогут увидеть изменения в области издания и распространения периодической печати после начала войны и на разных ее этапах, познакомиться с организацией работы редакций и типографий в тылу и на фронтах. В отдельном разделе выставки посетители увидят экспонаты, связанные с работой журналистов в годы Великой Отечественной войны, предоставленные серпуховским Музеем печати.

На второй площадке, в расположенном рядом с выставкой конференц-зале пройдут встречи с писателями и журналистами, пишущими о войне, здесь же ведущие российские издательства представят свои проекты, посвященные юбилею Победы.

Организационным партнером Проекта СППИ ГИПП стал Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – Музей Победы – главный военно-исторический музей России по тематике Великой Отечественной и Второй мировой войн, один из крупнейших военно-исторических музеев мира.

Большую помощь в организации выставки и деловой программы в рамках Проекта оказали ведущие издательские дома – «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Вечерняя Москва», а также ряд других центральных и региональных издательств, газеты и журналы которых выходили во время Великой Отечественной войны.

Для посетителей участие в мероприятиях Проекта «Пресса Великой войны» бесплатное, по приглашениям или по предварительной регистрации, о порядке которой будет сообщено дополнительно.