EN

​Итоги опроса «Оценка мер поддержки СМИ»

В середине июня Альянс независимых региональных издателей (АНРИ) запустил третий опрос среди российских редакций, чтобы понять, насколько предложенные государством меры поддержки оказались своевременными и эффективными.

В опросе приняли участие 124 СМИ из 51 региона РФ.

По сравнению с апрелем и маем ситуация остается стабильно тяжелой: редакции еще весной туго затянули ремни. По-прежнему сокращены тиражи печатной прессы, снижены доходы от реализации розницы и рекламы. Многим удалось сохранить коллектив и зарплаты, впрочем, издатели объясняют это тем, что «сокращать еще больше – некуда».

Большинство участников опроса (на момент его проведения, вторая половина июня) так и не воспользовались предоставленными государством мерами поддержки СМИ. Большинство редакций не прошли по ОКВЭД, многие имеют другую организационно-правовую форму, не указанную в постановлении.

Меры поддержки более половины издателей оценивает на единицу и двойку. СМИ считают необходимым убрать формулировку «основной ОКВЭД» из нормативных документов и расширить список организационно-правовых форм компаний, которым положена господдержка: включить АНО, МУП, ГУП.

1. Воспользовались ли вы полученными льготами?

Большинство участников опроса (69%) так и не воспользовались предоставленными мерами поддержки, 8% — пытались, но не прошли по ОКВЭД или столкнулись с бюрократическими трудностями. Мерами поддержки в полной мере воспользовались 19% редакций, еще 4% — частично.

Воспользовались ли вы полученными льготами? Отвечают региональные СМИ

2. Если не воспользовались (полностью или частично), то по какой причине?

Большинство редакций (40%) не прошли по ОКВЭД, еще 20% имеют другую организационно-правовую форму (АНО, ГУП, МУП), не указанную в постановлении. 19% участников опроса не прошли по требованиям (сокращен штат, задолженность по налогам выше 3 000 рублей, другое), 12% — не успели оформить заявку на получение субсидии за апрель. Остальные не смогли претендовать на меры поддержки из-за разных обстоятельств: бумажная волокита с банком, недоверие системе, увольнение сотрудницы в связи с переездом – «не соблюли условия сохранения штата» и т.п.

По какой причине издатели не воспользовались мерами поддержки


3. Если воспользовались (или планируете это сделать), то какими именно мерами поддержки?

Самыми востребованными мерами поддержки оказались: субсидия на выплату зарплаты, списание социальных взносов за апрель и май, льготный кредит, перенос срока уплаты налогов и страховых взносов.

Какими мерами поддержки воспользовались региональные издатели (количество упоминаний)


4. Оцените по пятибалльной шкале значение полученной помощи:

37% участников опроса оценили предоставленные меры поддержки на единицу, указав, что помощь ни на что не повлияла. Еще 15% поставили «неуд», отметив лишь незначительные изменения. 25% сочли меры удовлетворительными, 20% оценили поддержку СМИ на «хорошо», пояснив, что помощь серьезно помогла. «Отлично» мерам поддержки СМИ поставили лишь 3% респондентов.

Издатели оценили меры поддержки СМИ


5. Какие еще меры федеральной поддержки необходимы?

Участники опроса были практически единодушны, попросив убрать формулировку «основной ОКВЭД» из нормативных документов и расширить список организационно-правовых форм компаний, которым положена господдержка: включить АНО, МУП, ГУП.

Также респонденты предлагают выделить из бюджета дополнительные субсидии (на выплату зарплат и налогов, на распространение газет и услуги типографии), организовать гранты, снизить или вовсе отменить налоги, предоставить редакциям льготные кредиты и многое другое.

Как поддержать медиаотрась? Предложения региональных СМИ (количество упоминаний)


6. Как отразился кризис на тираже?

Падение тиража зафиксировало большинство участников опроса: 67%. По сравнению с майским исследованием ситуация не усугубилась: тогда сокращение тиража отметили также 67% респондентов, 23% заявили об отсутствии изменений. Впрочем, вероятно, это временно: часть издателей, сохранивших тираж указали, что подписная кампания на второе полугодие идет с отставанием на 20% от аналогичного периода прошлого года.

Как кризис отразился на тираже? Доли отображены в процентах


7. Как отразился кризис на рознице?

Ситуация июня схожа с майской: более 70% участников опроса отмечают сокращение дистрибуции (от незначительного до 80% и более). 18% — пока не столкнулись с трудностями. Зафиксированы единичные случаи повышения розничных тиражей (Свердловская область).

Как кризис отразился на дистрибуции? Доли отображены в процентах


8. Рабочий день сотрудников сокращен?

Доля издателей, сокративших рабочий день сотрудников, уменьшилась с 50% до 17%. Каждая редакция индивидуально устанавливает порядок сокращения рабочего времени сотрудников: на 1-2-3 часа в день, вдвое, до четырех рабочих дней в неделю, работа посменно.

Большинство участников опроса (83%) отметили, что рабочий день не сокращен: в некоторых редакциях рабочий день сокращали на время карантина, многие работают удаленно до сих пор.


9. Сокращено количество персонала?

Большинству участников опроса (86%) удалось сохранить весь коллектив. Впрочем, отмечают издатели, увольнять попросту некого: «и так минимальный набор: каждый и журналист, и фотограф, и верстальщик», «куда уже больше сокращать, если главный редактор совмещает четыре должности».

14% издателей отметили, что уже провели сокращения, как правило, минимальные, однако зафиксированы случаи уменьшения штата на 50% в районных газетах в Самарской, Свердловской и Нижегородской областях; с 17 человек до 4-х - в районной газете Томской области.


10. Сокращен Фонд заработной платы? 

40% участников опроса заявили о сокращении заработной платы: это на 28% меньше, чем в мае. В основном зарплаты были урезаны от 10% до 50%, в некоторых случаях с журналистов вместе с доплатами сняли дополнительные обязанности.

60% респондентов указали, что размер зарплаты не менялся либо уже был восстановлен. Часть издателей объяснила стабильность выплат их и без того скромным размером: «у нас ЗП на уровне МРОТ», «нечего сокращать, оплата минимальная», «оклад остался на уровне 2013 года», «кое-как платим копейки, которые даже озвучивать стыдно. И платить тоже стыдно».

11. Насколько упали доходы от рекламы?

Падение рекламных доходов затронуло практически всех участников опроса (98,5%). Из них 68% потеряли 50%-80% доходов. Зафиксированы случаи полного отсутствия рекламных денег: в Московской и Свердловской областях, Санкт-Петербурге: «бизнес встал, рекламировать нечего, а те, кто вышли, тоже сидят без денег даже на рекламу», «больше половины рекламы ушло. Отменены ВСЕ заказы с большими компаниями - банки, бытовая техника и т.п., вакансии».

Сокращение доходов от рекламы в региональных СМИ


12. Насколько упали доходы от реализации розницы?

73% участников опроса отметили падение доходов от реализации печатной прессы в розницу: почти половина из них недополучила от 50% до 100% доходов. Зафиксирован случай повышения розничных продаж в Свердловской области.


13. Насколько упали доходы от других видов деятельности (издательская, организация мероприятий, проектная работа и пр)?

70% участников опроса столкнулись с сокращением доходов от других видов деятельности, причем большая часть потеряла от 50% и выше.


14. О чем бы вы еще хотели упомянуть?

Тверская область: Предоставлять государственную поддержку нужно так, чтобы все работающие в пострадавшей отрасли могли ее получить независимо от формы образования и ОКВЭД. А то выдвигают такие условия поддержки, что в реальности мало кто ею может воспользоваться.

Томская область: Мы с конца марта выпускаем электронную версию газет «Работа в Томске», «Перспективные вакансии». Свободный бесплатный доступ для читателей. Потому что в связи с самоизоляцией продажи газет упали в киосках и супермаркетах на 90%. Ситуация не изменилась. В марте выручка упала на 50%, в апреле-мае - упала на 70% по сравнению с прошлыми годами. Денег на печать нет, потихоньку гасим долги типографии за 2018 год. Думаю, к бумажному варианту мы и читатели уже не вернемся. Они отвыкнут от газет, а у нас затрат меньше.

Ростовская область: Банки предъявляют требование по возрасту для ИП от 21 года до 65 лет для получения кредита под 2%. Дискриминация.

Приморский край: Повышение «Почтой России» цен на подписку в сложных экономических условиях способствует еще большему сокращению тиража.

Тверская область: А у нас и слов больше нет, вот сегодня до сих пор бьемся, чтобы получить от государства хоть какую-то ощутимую помощь как пострадавшие от эпидемии, но пока тщетно.

Курганская область: Работать стало сложнее, закрылись навсегда последние киоски с прессой, рекламодатель осторожничает, но в целом с ситуацией справляемся.

Липецкая область: Региональная власть равнодушна к печатным СМИ.

Алтайский край: СМИ, которые проработали всю пандемию, не закрывая двери, не уходя на самоизоляцию, не сокращая штат, рискуя своим здоровьем не получили ничего толь ко потому, что у них в учредителях числится местный муниципалитет. Видимо наверху думают, что нам платят зарплату местные органы власти. Это глубокая ошибка.

Амурская область: «Почта России» сокращает отделения, на оставшихся - очереди, сокращает почтальонов, регулярно поднимает свою часть подписной цены, доставка газет от случая к случаю, поэтому люди отказываются от подписки. Жалоб на работу почты от читателей очень много, но повлиять на нее - не наш уровень, даже области это не под силу. Почта выбивает у газет табуретку из-под ног.

Самарская область: В сельской местности людям еще очень нужна газета, далеки здесь от соцсетей, да и интернет далек от народа. В поддержке - сельские СМИ нуждаются!

Московская область, г. Коломна: На сайтах упали доходы на 90 процентов, при росте аудитории в среднем на 30-50 процентов.

Калининградская область: В условиях пандемии сотрудники СМИ работают ежедневно, не прекращали выполнять свои обязанности даже во время самоизоляции. Мы работаем с риском для своего здоровья, и это должно быть отмечено не только устными благодарностями, но и финансово, а в сложившейся ситуации наоборот приходится сокращать зарплатный фонд.

Бурятия: А мы работали, не пропустив ни одного дня. Дополнительно за свой счет к основному тиражу выпустили три официальных вестника о Covid-19 и отдали администрации района для распространения. Самое яркое ощущение от карантина - не все газеты выживут, потому что в оперативности мы сильно проигрываем Интернету, а весь народ именно туда ушел в эти дни, и к нам вернутся не все.