EN

Есть идея – не денег. Как краудфандинг помогает СМИ реализовать проект

Как журналистам начинать крупные проекты, например, ездить в другие города для репортажа или вести расследования, когда у редакции нет на это лишних средств? Тем более сейчас, когда рекламные бюджеты урезаны кризисом, вызванным пандемией Covid-19.

Бюджеты растаяли

Пандемия и разразившийся вскоре кризис ударили по рынку СМИ в первом квартале 2020 года. Сложнее всего пришлось наиболее уязвимым сферам: печатной прессе и радио. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рекламные доходы печатных СМИ и радиостанций за этот период упали на 22% и 17% соответственно. Самый быстрорастущий рынок сегмента – интернет-реклама – замедлился вдвое.

Все больше редакций ощущают на себе влияние кризиса, следует из майского опроса, проведенного Альянсом независимых региональных издателей (АНРИ). 67% региональных печатных СМИ сократили тиражи, столько же – урезали сотрудникам зарплаты. Абсолютно все участники опроса столкнулись с падением рекламных доходов, в некоторых случаях до нуля. Больше половины издателей “свернули” дополнительную деятельность: специальные мероприятия и проектную работу.

Где найти средства?

Деньги на проекты, а иногда и на текущую деятельность редакций ищут многие СМИ. И пока рекламодатели разводят руками, издатели обращаются к своей лояльной аудитории: читателям и подписчикам.

В 2018 году “Новая газета” предложила всем желающим стать соучастниками выпуска газеты – жертвовать на это любые суммы. Деньги идут на затраты, связанные с производством текстов, — ​зарплату журналистам, командировки и аренду помещения редакции.

Другие проекты уже изначально плотно завязаны на идее краудфандинга – сбора небольших сумм от большого числа людей. Краудфандинг используют порталы “Такие дела” и “Медиазона”. Региональные СМИ также предлагают читателям поддержать их проекты: информационное агентство “ТВ2” из Томска регулярно собирает средства на экспедиции, а одно из старейших изданий России “Красноярский рабочий” открыло фонд поддержки.

В то же время краудфандинг требует ресурсов и подготовки, тогда как многие небольшие региональные СМИ держатся на плечах десятка сотрудников, которым, вероятно, сложно качественно развивать еще одно направление. То же касается и журналистов-фрилансеров, готовых заняться острой темой, но не умеющих собирать на нее средства.

Чтобы упростить получение “скорой медийной помощи”, команды интернет-журнала “7х7” и Альянса независимых региональных издателей запустили новый для России проект – специализированную краудфандинговую платформу для СМИ “Сила слова”. По замыслу организаторов, на площадке журналисты могут заявлять свои проекты и пробовать собрать деньги на проект. Читатели же, спонсируя инициативу, могут привлекать внимание к волнующей их проблеме.

История успеха

Первые проекты поступили на крауд-платформу весной. Сбор на один из них был закрыт в считаные дни: журналисты из Томска запустили краудфандинг на экспедицию в отдаленные районы и собрали всю сумму. Съемочная группа отправится в места, где раньше стояли детские дома для детей репрессированных и ребят из блокадного Ленинграда, рассказывает автор проекта журналист Юлия Корнева. Корреспонденты встретятся с бывшими воспитанниками и запишут их воспоминания.

проект Корневой

Скриншот проекта Юлии Корневой

Главным спонсором проекта выступил директор Социального центра святителя Тихона в Москве Александр Гезалов. Сам бывший детдомовец, Александр интересуется жизнью детей-сирот и судьбами тех, кто вырос в послевоенных детских домах: “Мне очень интересно, что расскажут они, те, кто, несмотря на все, дожил до восьмидесяти и более лет, – рассказывает Александр Гезалов. – Какие отношения были в среде детей, как относились к ним воспитатели и те, кто жил рядом? Чем питались и как трудились? Искали ли своих родных… Очень хочу, чтобы проект реализовался, это важно и для живых, и для ушедших, не успевших сказать правду жизни”.

Обычно средства на локальные экспедиции жертвовала томская публика, говорит Юлия Корнева. Краудфандинг обеспечил выход на широкую аудиторию и показал, что темы могут быть актуальны и востребованы в любом уголке России.

Трудности и перспективы 

По словам Сергея Лапенкова, сооснователя платформы и исполнительного директора Альянса независимых региональных издателей, когда платформа запускалась, команда, как и все остальные в этом мире, не была готова к пандемии.

Ситуация действительно непростая: у медиа появились новые проблемы, у потенциальных жертвователей стало меньше денег. Тогда администрация крауд-платформы взяла на себя функцию продюсера.

“На первых проектах мы поняли, что платформа может не только собирать пожертвования, но и выступать посредником, привлекая финансирование фондов и грантов”, – говорит Сергей Лапенков.

Так, крауд-проект, посвященный расследованиям фальсификаций в медицине, состоится благодаря краудфандингу и гранту. Авторы намерены поднять уровень доказательной медицины в России: вывести на чистую воду “диссертационные фабрики”, указать на сфальсифицированные исследования и предать огласке случаи вопиющей коррупции.

Амбициозные цели требуют солидного бюджета: на рассчитанный на десять месяцев проект организаторы запланировали истратить 450 тысяч рублей. Помимо запуска краудфандинга на “Силе слова”, администрация платформы выступила для проекта продюсером и помогла привлечь грантовое финансирование. В результате всего за месяц удалось собрать 89% от необходимой суммы.

Солидарность – ключевое понятие нашего ближайшего посткоронавирусного будущего, считает сооснователь платформы, издатель интернет-журнала “7х7” Леонид Зильберг. У медиа должно быть место, куда они могут прийти со своей задумкой и попытаться получить поддержку. Команда собирается и дальше развивать крауд-платформу как инструмент для журналистов, позволяющий привлечь финансирование для их социальных проектов.

Автор: Дарья Дингина, Международная журналистская сеть IJNet