EN

Источники информации: частные, государственные, анонимные. Как не попасть впросак

Рассказываем, как проверить источник информации, стоит ли всегда доверять сведениям государства, как работать с анонимными и новыми источниками, например, телеграм-каналами.

* Карточки подготовлены по материалу вебинара журналиста, преподавателя отделения журналистики Liberal Arts в РАНХиГС Владимира Прокушева в рамках проекта Альянса независимых региональных издателей (АНРИ) с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Видео вебинаров можно посмотреть в одноименном разделе на сайте АНРИ.

​1.

Как проверить достоверность источника и информации?

Источник информации для журналиста – это не только человек, но и пресс-релизы государственных органов и коммерческих компаний, документы, фотографии, реестры, базы данных и многое другое.

Основная часть журналистской работы строится на взаимодействии с источниками, поэтому с ними надо уметь правильно работать – особенно в ситуации, когда «расцветают» анонимные каналы.

Алгоритм базовой проверки информации

  1. Оценка достоверности: информация должна соответствовать действительности и не содержать существенных ошибок. Документ, например, должен отвечать формальным требованиям: наличие печати и подписи, реквизитов. Можно проверить метаданные документа: кем и когда он создан – как правило, у документов госорганов эти данные сохраняются.
  2. О способах проверки метаданных документа читайте в карточках «Ежедневный фактчек для редакции. Проверяем все, что можно быстро проверить» (пункт 4).
  3. Оценка актуальности: информация должна быть свежей.
  4. Оценка полноты (достаточности данных): если данных их одного источника недостаточно для полноты картины, необходимо искать дополнительные источники.

Журналисту следует оценить не только полученные данные, но и сам источник – его репутацию и компетентность.

Алгоритм базовой проверки источника:

  1. Оценка репутации: был ли источник уличен во лжи, какое мнение о нем бытует в профессиональной среде.
  2. Цитируемость: насколько часто источник цитируют журналисты и блогеры, в каких изданиях, какова репутация этих изданий.
  3. Оценка компетентности источника: каково образование источника, сфера деятельности, опыт работы.
  4. Проверка ангажированности: аффилирован ли источник со структурами, которые могут на него влиять? Необходимо учитывать этот аспект при работе с информацией, полученной от аффилированного источника.
  5. Проверка коммерческой заинтересованности источника: возможно, источник распространяет информацию за деньги.
  6. Оценка степени предвзятости полученного материала: является ли информация разносторонней и охватывающей разные аспекты проблемы (или разные стороны конфликта).

​​2.

Каким источникам стоит доверять, а каким нет?

Каждый журналист формирует собственную историю взаимоотношений с источниками информации, исходя из своего опыта. И все же некоторым источникам можно доверять больше, чем другим:

1. Официальная информация государственных органов

Госорганы обязаны предоставлять достоверную информацию, поэтому журналисты, как правило, без проверки цитируют пресс-релизы и отчеты государственных органов, ссылаясь на них как на официальный источник.

Однако следует быть внимательным: госорганы и пресс-службы часто исправляют информацию на своих сайтах задним числом, поэтому стоит подстраховаться и сохранять исходники пресс-релизов или делать скриншоты с сайтов.

2. Открытые данные корпораций и чиновников (например, отчетность юрлиц, декларации)

Бухгалтерские отчеты и декларации считаются достоверной информацией, поскольку подаются в госорганы.

3. Информация СМИ, агентств, экспертов

СМИ и информагентства с хорошей репутацией предполагаю большую степень доверия к ним как источнику информации, нежели малоизвестные издания, блогеры или эксперты.

4. Блоги, личные страницы, телеграм-каналы, информация из неназванных источников, незаконно распространяемые базы данных

Такие источники заслуживают минимального доверия, поскольку в блогах и соцсетях обычно публикуются мнения, а не факты, анонимность канала предполагает, что за информацию никто не может поручиться, а незаконно распространяемые базы данных могут быть скорректированы.

Сегодня тренд ссылаться на анонимные телеграм-каналы угасает: зачастую авторами таких каналов являются политтехнологи региональных администраций или федеральных ведомств. Сообщения анонимных каналов можно рассматривать как повод задуматься, с какой целью появился тот или иной пост.

В то же время сегодня блоги и соцсети – частый источник инфоповодов для СМИ, обойтись без которого уже невозможно.

3.

Как проверить информацию из соцсетей?

  1. Поиск и оценка первоисточника: кто написал о событии первым, является ли аккаунт реальным. Желательно связаться с владельцем аккаунта и задать ему уточняющие вопросы.
  2. Поиск в соцсетях очевидцев и участников события, их опрос.
  3. Поиск фотографий, видео, документов о событии. Люди склонны искажать информацию: забывать детали, смещать акценты, добавлять эмоции. Поэтому необходимо попытаться найти дополнительный источник информации, лишенный личностных оценок.

О сервисах для проверки информации из соцсетей и аккаунтов пользователей читайте карточках «Ежедневный фактчек для редакции. Проверяем все, что можно быстро проверить» (пункты 3 и 4).

​​4.

Как быть, если источник просит оставить его анонимным?

Источник имеет такое право, согласно Ст. 41 Закона о СМИ: «Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне».

Однако у журналиста могут потребовать раскрыть имя источника по запросу суда в связи с находящимся в его производстве делом. Если редакция (журналист) отказываются раскрывать источник по запросу суда, соответственно, возможные риски они берут на себя.

​​​5.

Что делать, если на проверку информацию «нет времени»?

Профессионализм СМИ как раз в том и заключается, чтобы распространять проверенную информацию. Если ситуация безотлагательная, можно прибегнуть к следующим лайфхакам:

  1. Ввести на сайте дифференциацию новостей и помечать степень доверия к источнику: надежный источник / требует подтверждения).
  2. Опубликовать «предварительную новость» в соцсетях СМИ с указанием, что редакция занята ее проверкой. Когда источник и сведения будут подтверждены, сделать полноценную публикацию на сайте.