Источники информации: частные, государственные, анонимные. Как не попасть впросак
Рассказываем, как проверить источник информации, стоит ли всегда доверять сведениям государства, как работать с анонимными и новыми источниками, например, телеграм-каналами.
* Карточки подготовлены по материалу вебинара журналиста, преподавателя отделения журналистики Liberal Arts в РАНХиГС Владимира Прокушева в рамках проекта Альянса независимых региональных издателей (АНРИ) с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Видео вебинаров можно посмотреть в одноименном разделе на сайте АНРИ.
1.
Как проверить достоверность источника и информации?
Источник информации для журналиста – это не только человек, но и пресс-релизы государственных органов и коммерческих компаний, документы, фотографии, реестры, базы данных и многое другое.
Основная часть журналистской работы строится на взаимодействии с источниками, поэтому с ними надо уметь правильно работать – особенно в ситуации, когда «расцветают» анонимные каналы.
Алгоритм базовой проверки информации
- Оценка достоверности: информация должна соответствовать действительности и не содержать существенных ошибок. Документ, например, должен отвечать формальным требованиям: наличие печати и подписи, реквизитов. Можно проверить метаданные документа: кем и когда он создан – как правило, у документов госорганов эти данные сохраняются.
- О способах проверки метаданных документа читайте в карточках «Ежедневный фактчек для редакции. Проверяем все, что можно быстро проверить» (пункт 4).
- Оценка актуальности: информация должна быть свежей.
- Оценка полноты (достаточности данных): если данных их одного источника недостаточно для полноты картины, необходимо искать дополнительные источники.
Журналисту следует оценить не только полученные данные, но и сам источник – его репутацию и компетентность.
Алгоритм базовой проверки источника:
- Оценка репутации: был ли источник уличен во лжи, какое мнение о нем бытует в профессиональной среде.
- Цитируемость: насколько часто источник цитируют журналисты и блогеры, в каких изданиях, какова репутация этих изданий.
- Оценка компетентности источника: каково образование источника, сфера деятельности, опыт работы.
- Проверка ангажированности: аффилирован ли источник со структурами, которые могут на него влиять? Необходимо учитывать этот аспект при работе с информацией, полученной от аффилированного источника.
- Проверка коммерческой заинтересованности источника: возможно, источник распространяет информацию за деньги.
- Оценка степени предвзятости полученного материала: является ли информация разносторонней и охватывающей разные аспекты проблемы (или разные стороны конфликта).
2.
Каким источникам стоит доверять, а каким нет?
Каждый журналист формирует собственную историю взаимоотношений с источниками информации, исходя из своего опыта. И все же некоторым источникам можно доверять больше, чем другим:
1. Официальная информация государственных органов
Госорганы обязаны предоставлять достоверную информацию, поэтому журналисты, как правило, без проверки цитируют пресс-релизы и отчеты государственных органов, ссылаясь на них как на официальный источник.
Однако следует быть внимательным: госорганы и пресс-службы часто исправляют информацию на своих сайтах задним числом, поэтому стоит подстраховаться и сохранять исходники пресс-релизов или делать скриншоты с сайтов.
2. Открытые данные корпораций и чиновников (например, отчетность юрлиц, декларации)
Бухгалтерские отчеты и декларации считаются достоверной информацией, поскольку подаются в госорганы.
3. Информация СМИ, агентств, экспертов
СМИ и информагентства с хорошей репутацией предполагаю большую степень доверия к ним как источнику информации, нежели малоизвестные издания, блогеры или эксперты.
4. Блоги, личные страницы, телеграм-каналы, информация из неназванных источников, незаконно распространяемые базы данных
Такие источники заслуживают минимального доверия, поскольку в блогах и соцсетях обычно публикуются мнения, а не факты, анонимность канала предполагает, что за информацию никто не может поручиться, а незаконно распространяемые базы данных могут быть скорректированы.
Сегодня тренд ссылаться на анонимные телеграм-каналы угасает: зачастую авторами таких каналов являются политтехнологи региональных администраций или федеральных ведомств. Сообщения анонимных каналов можно рассматривать как повод задуматься, с какой целью появился тот или иной пост.
В то же время сегодня блоги и соцсети – частый источник инфоповодов для СМИ, обойтись без которого уже невозможно.
3.
Как проверить информацию из соцсетей?
- Поиск и оценка первоисточника: кто написал о событии первым, является ли аккаунт реальным. Желательно связаться с владельцем аккаунта и задать ему уточняющие вопросы.
- Поиск в соцсетях очевидцев и участников события, их опрос.
- Поиск фотографий, видео, документов о событии. Люди склонны искажать информацию: забывать детали, смещать акценты, добавлять эмоции. Поэтому необходимо попытаться найти дополнительный источник информации, лишенный личностных оценок.
О сервисах для проверки информации из соцсетей и аккаунтов пользователей читайте карточках «Ежедневный фактчек для редакции. Проверяем все, что можно быстро проверить» (пункты 3 и 4).
4.
Как быть, если источник просит оставить его анонимным?
Источник имеет такое право, согласно Ст. 41 Закона о СМИ: «Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне».
Однако у журналиста могут потребовать раскрыть имя источника по запросу суда в связи с находящимся в его производстве делом. Если редакция (журналист) отказываются раскрывать источник по запросу суда, соответственно, возможные риски они берут на себя.
5.
Что делать, если на проверку информацию «нет времени»?
Профессионализм СМИ как раз в том и заключается, чтобы распространять проверенную информацию. Если ситуация безотлагательная, можно прибегнуть к следующим лайфхакам:
- Ввести на сайте дифференциацию новостей и помечать степень доверия к источнику: надежный источник / требует подтверждения).
- Опубликовать «предварительную новость» в соцсетях СМИ с указанием, что редакция занята ее проверкой. Когда источник и сведения будут подтверждены, сделать полноценную публикацию на сайте.