EN

За 5 лет продажи газет и журналов в России сократились почти вдвое

Продажи газет и журналов в 2014-2019 годах в России сократились на 45%, при этом издательский бизнес адаптируется к новым условиям и переходит в цифровые форматы. Об этом ТАСС сообщили в Союзе предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП).

Среднегодовое падение продаж за пять лет составило 9%. Причем продажи журналов и газет одинаково нестабильны как в рознице, так и по подписке. Наибольшие потери за это время понесли печатные издания в сегментах «компьютерные» и «автомобильные» – они сократились в среднем на 15-16%. На 12-14% в среднем стали ниже продаваемые тиражи по информационно-новостным изданиям, коллекционным журналам, журналам об интерьере и дизайне. Меньше падали тиражи изданий групп «женские», «развлекательные», «кулинарные издания», «телегиды». Продажи в этих группах снизились на 7-9%, а наиболее стабильными группами по продажам были детские издания, издания о саде, огороде и цветах. Тираж изданий сократился в среднем на 2-5%.

Среди других причин отрицательной динамики превалирует сокращение киосков продаж прессы. С 2014 по 2018 годы их количество с 41 тыс. объектов сократилось до 35,2 тыс. объектов, из которых киосков и павильонов прессы к концу 2019 года насчитывалось уже менее 16 тыс. Отчасти эти потери компенсируют стенды по продаже прессы в магазинах продовольственного ретейла, в которых ассортимент продаваемых наименований прессы насчитывает в среднем порядка 150-200 единиц, а в киоске – 500-700.

В Роспечати отметили, что государство понимает проблемы печатных СМИ и старается им помочь. В частности, агентство вместе с Минсвязью подготовили законопроект, по которому до 30% стоимости тиража книг и периодики может быть отнесено к расходам на производство и не облагаться обязательными налогами: издатели смогут списывать без уплаты налога бракованную, утратившую товарный вид, а также нереализованную продукцию. Пока Налоговый кодекс предусматривает льготу на списание лишь до 10% тиража, при этом реальный показатель возврата печатной продукции в 2019 году составил в среднем 40% от тиража. В декабре поправки были внесены в Госдуму. Ожидается, что их принятие позволит рынку вернуть около 1,7 млрд рублей.