Закон о фейках: Журналист «Якутска вечернего» получил повестку за статью о ФСБ
Городской суд Якутска рассмотрит дело по обвинению журналиста газеты «Якутск вечерний» Михаила Романова в злоупотреблении свободой информации. Об этом Альянсу независимых региональных издателей (АНРИ) сообщил заместитель главного редактора еженедельника Виталий Обедин. Полицейские посчитали, что утверждения журналиста не имеют фактического подтверждения.
Недовольство полиции вызвала статья, опубликованная в «Якутске вечернем» в апреле 2019 года – о сисадмине Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) Антоне Аммосове, которого, по его словам, задержали, избили и пытали сотрудники ФСБ за опубликованные им комментарии по делу «Сети» и о взрыве у здания ФСБ в Архангельске. Как пояснил Обедин, полицейский придрался к подводке - «это история про то, что каждый может попасть в жернова государственной машины. И про то, что Большой Брат бдит, читает все комментарии на форумах…».
«Сделали вывод о том, что это клевета на ФСБ, что каждый, какой угодно взятый человек может оказаться в сложной ситуации по вине госучреждения», - отметил Виталий Обедин.
Между тем, ранее интервью с Антоном Аммосовом опубликовал независимый правозащитный проект ОВД-Инфо, к которому вопросов у полиции не возникло.
Редакция пока не ознакомилась с материалами дела, вероятно, его возбудили по недавно внесенной в ст. 13.15. КоАП РФ ч. 9 – распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений. При этом в карточке дела на сайте городского суда Якутска указана ч. 3 ст. 13.15. КоАП РФ (распространение информации о несовершеннолетней жертве преступления), а «Коммерсант» ранее сообщил об открытом производстве по ч. 1 (распространение программ, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей).
Дело завел участковый уполномоченный майор Рушан Алимов, который 2 июля посетил редакцию «Якутска вечернего» и попросил Михаила Романова дать объяснения в качестве свидетеля в рамках дела Аммосова. По словам Виталия Обедина, участковый не захотел брать объяснения на месте, предложив проехать в участок. Журналист отказался, сославшись на то, что по ст. 25.1 КоАП РФ объяснения – не обязанность, а право гражданина. Романов написал, что от права давать объяснения воздерживается.
Тогда майор стал составлять на журналиста протоколы о неподчинении законным требованиям сотрудника полиции (ст. 17.7 КоАП РФ).
«Майор зачитывает протокол, спрашивает, не изменилось ли что у сотрудника с момента его написания и тут же составляет новый. И потом снова. И снова. Сидит в кабинете, не дает работать, составляет одинаковые протоколы, в которых меняется только время», - так описал визит майора в редакцию Виталий Обедин в своем фейсбуке.
На следующий день Алимов вновь пришел в редакцию, но уже с повесткой, в которой говорилось, что в отношении Михаила Романова начата проверка.
«Я считаю, что дело надуманное, и мы с ним справимся», - прокомментировал ситуацию замглавного редактора.
Как отмечает «Коммерсант», газета «Якутск вечерний» стала первым СМИ в России, к сотрудникам которой пытались применить положения закона о фейковых новостях. Это та же статья КоАП РФ 13.15, пункты 9–11. Якутские полицейские намеревались привлечь заместителя главного редактора Виталия Обедина к административной ответственности в связи с публикацией об изнасиловании несовершеннолетней мигрантом из Таджикистана. Проиграв дело в суде первой инстанции, во время апелляции полицейские решили доказать, что факта изнасилования не было. Привлеченный судом эксперт-лингвист не нашел в публикации искажений и манипуляций общественным мнением.
Альянс независимых региональных издателей следит за ситуацией.
Читайте по теме: Карточки АНРИ «Законы о фейках и оскорблении власти: что нужно знать журналистам».