EN

Законы о фейках и оскорблении власти:
что нужно знать журналистам

В марте в России вступили в силу законы, существенно влияющие на работу СМИ, публикации блогеров и пользователей в соцсетях: о фейковых новостях и о наказании за оскорбление власти. Альянс независимых региональных издателей (АНРИ) разобрался, что из себя представляют новые законы и как они могут влиять на работу журналистов.


О фейковых новостях

Поправки в Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и кодекс об административных правонарушениях вводят запрет на распространение заведомо недостоверной информации. За нарушение предусмотрена административная ответственность: для граждан штрафы могут составить от 30 до 400 тыс. рублей, для юрлиц – от 200 тыс. до 1,5 млн рублей.

Закон дополнил ряд уже имеющихся запретов на распространение информации, призывающей к массовым беспорядкам, экстремизму или участию в несанкционированных массовых акциях.


​1.

Что такое фейковые новости?

Под фейком понимается заведомо недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений, которая создает следующие угрозы: «угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения порядка и общественной безопасности, угрозу создания помех функционирования или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи».

Неясно, могут ли быть приравнены к фейкам трактовки общественно значимых событий (например, версия о теракте в Магнитогорске после взрыва газа), которые СМИ публикуют со ссылкой на собственный источник или очевидца.

Закон не разъясняет, что понимать под «заведомо недостоверной общественной информацией». По общему правилу имеется в виду – распространитель знает о том, что информация недостоверна, в момент ее распространения. Указание на общественную значимость предполагает, что фейком признаются не любые сведения, а только те, которые могут создать «угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи».

​​2.

Как будут проверять достоверность информации?

Закон не предполагает какой-либо внешней процедуры фактчекинга спорного материала для определения его «фейкости».

Согласно документу, определять достоверность информации будет генеральный прокурор и его заместители. Если прокурор сочтет, что поступившая к нему публикация является недостоверной (то есть содержит все три признака: является недостоверной, имеет общественную значимость, создает угрозу), то потребует заблокировать ресурс.

Опять же неясно, как оценить угрозу от вышедшей публикации: видимо, генпрокуратура будет исходить из новостной повестки и характера событий. В качестве примера на обсуждении в Госдуме приводили пример освещения трагедии в ТЦ «Зимняя вишня», когда разошедшаяся массово недостоверная информация о количестве жертв вызвала панику среди граждан.

3.

Как будут наказывать? 

Действие закона распространяется на информацию, размещенную в Интернете, сетевых изданиях и соцсетях. Ответственность за размещение подобного контента предусмотрена административная, к ней могут быть привлечены и редакции, и граждане – обычные пользователи. Наряду с ними могут привлечь редактора интернет-СМИ – как должностное лицо, владельца ресурса или как физлицо.

Суммы различаются в зависимости от тяжести последствий, наступивших в результате дезинформации (КоАП РФ, п. 9-11, ст. 13.15. Злоупотребление свободой массовой информации):

За первое распространение информации, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массовых беспорядков, угрозу нарушения функционирования объектов жизнеобеспечения штраф может составить:

- для граждан от 30 тыс. до 100 тыс. рублей;

- для должностных лиц – от 60 тыс. до 200 тыс. рублей;

- для юридических лиц – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.

Повторное совершение либо распространение в СМИ и в интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, кредитных организаций, объектов энергетики или промышленности может наказываться штрафами:

- для граждан — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей;

- для должностных лиц — от 300 тыс. до 600 тыс. рублей;

- для юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн рублей.

Наконец, в случае, если распространение фейковой информации повлекло за собой «смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, кредитных организаций, объектов энергетики или промышленности», штрафы могут составить уже:

- для граждан — от 300 тыс. до 400 тыс. рублей;

- для должностных лиц – от 600 тыс. до 900 тыс. рублей;

- для юридических лиц – от 1 млн до 1,5 млн рублей.

Закон также предусматривает внесудебную блокировку сетевого ресурса, опубликовавшего фейковую новость.

4.

Как происходит блокировка?

Блокировку инициирует генпрокуратура. Основанием могут послужить жалобы органов федеральной и региональной власти, местного самоуправления, организаций и частных лиц. Технический исполнитель блокировки – Роскомнадзор.

Обнаружив фейковую новость, прокуратура спускает Роскомнадзору требование о ее блокировке. Причем ведомство может сразу блокировать сайты, не зарегистрированные официально как СМИ. СМИ, у которых есть свидетельство о регистрации или лицензия, сначала получат уведомление с требованием удалить фейковую информацию (так в теории, на практике РКН и их порой блокирует без уведомления). Если в течение суток этого не сделано, РКН блокирует информацию сам – при этом недоступной может оказаться не только сама новость, но и весь ресурс.

Разблокировка выглядит так: ресурс удаляет спорную новость с сайта и уведомляет об этом Роскомнадзор. Проверив информацию, ведомство сообщает провайдеру о снятии блокировки.

Аналогичный срок на удаление недостоверного контента – сутки – дается и обычным пользователям соцсетей.

На новостные агрегаторы действие закона не распространяется.

5.

Как работать СМИ в свете нового закона?

Юристы рекомендуют СМИ внимательно работать с мнениями и трактовками событий, особенно резонансными, − перепроверять информацию источников и по возможности ссылаться на не анонимный источник.


Закон об оскорблении власти

Тем же пакетом внесены другие поправки в административный кодекс и закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» N 149-ФЗ – его дополнила статья 15.1-1. В частности, теперь закон ограничивает доступ к сообщениям, которые в неприличной форме выражают «явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ».


1.

Что запрещают поправки?

Отныне запрещено распространять информацию, которая в неприличной форме может оскорбить конкретного человека или «обидеть» государство, государственные символы (флаг, гимн, герб), Конституцию РФ и органы власти (президента, Госдуму, правительство, суды).

Запрет распространяется на любые виды публикаций: материалы СМИ, посты в соцсетях, блоги, комментарии.

2.

Что такое неприличная форма?

В законе отсутствует юридическое толкование термина «неприличная форма». К ней могут отнести как пять запрещенных к публикации матерных слов (слова и их производные, начинающиеся на буквы «е», «б», «х» и «п», а также вульгарное обозначение женского полового органа, начинающееся на букву «м»), так и вульгарную, но вполне литературную лексику.

Например, лингвистическая экспертиза может посчитать ненормативными слова «бандит», «проститутка», «изменник», «предатель», «расист», «быдло», «кобыла», «свиное рыло» и даже употребленные в переносном значении «мясник», «бюрократ», «чиновник» (из судебного процесса с участием красноярской чиновницы и газеты «Красноярский рабочий»).

Как пояснила директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова, использование подобных слов применительно к критике органов власти, деятельности государства, Конституции, официальных символов государства и так далее может обернуться санкциями. В этой ситуации может быть только один совет: тщательно выбирайте выражения, даже если очень возмущены какой-то инициативой или действиями властей.

3.

Как наказывают?

Провинившихся предполагается штрафовать в размере от 30 до 100 тысяч рублей. Повторное нарушение грозит арестом на срок до 15 суток или штрафом от 100 до 200 тысяч (третье и следующие правонарушения – от 200 до 300 тысяч).

Предусмотрена также внесудебная блокировка ресурса, опубликовавшего неуважительные высказывания.

Закон уже начали применять – в начале апреля несколько ярославских СМИ были вынуждены удалить новость о граффити на стене областного управления МВД, которую сочли оскорбительной по отношению к президенту Владимиру Путину.  

Два издания - 76.ru и «Яркуб» - не стали удалять публикации о надписи, после чего были заблокированы. Основанием для блокировки стали статьи о суициде подростка, однако доступ к сайтам был восстановлен после того, как они убрали новости с сайта.

4.

Как происходит процедура блокировки?

Блокировку также инициируют генеральный прокурор и его заместители. В отличие от процедуры, указанной для фейковых новостей, Роскомнадзор уведомляет о нарушении хостинг-провайдер блокируемого сайта. Провайдер обязан незамедлительно проинформировать об этом обслуживаемого им владельца ресурса и потребовать удалить информацию. Если тот не сделает этого в течение суток, провайдер должен будет заблокировать сайт.

Если владелец сайта удалит спорную новость, то он должен известить об этом Роскомнадзор. Проверив информацию, ведомство сообщит провайдеру об отмене блокировки.

Остались вопросы? Тогда прочтите памятку Центра защиты прав СМИ*.

При подготовке материала использованы экспертные мнения и публикации Центра защиты прав СМИ*, Агентства социальной информации (АСИ), Право.ру, «Медузы**» и русской службы «Би-би-си», тексты федеральных законов.

*Центр защиты прав СМИ признан в России некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

**Meduza признана иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.