Красноярск может остаться без независимых газет
29 апреля 2019В середине марта 2019 года читатель “Красноярского рабочего” Василий Петрович Роговой обратился к губернатору Александру Уссу и председателю правительства края Юрию Лапшину по поводу событий, разворачивающихся вокруг “Красраба”. Редакция опубликовала его письмо, официальный ответ и свою позицию.
Без прессы перемен не добиться
Газета издаётся с 1905 года и сегодня является не только одной из старейших в России, но и одной из лучших в стране. Публикации её порой просто изумляют — своей многогранностью, глубиной, лаконичностью и правдивостью.
“КР” не просто освещает события — он стала народным рупором, на его страницах можно найти мнения красноярцев о том, что происходит в строительстве, ЖКХ, сельском хозяйстве, лесной отрасли, МВД. Что особенно ценно, это способствует развитию гражданского общества и, конечно же, улучшению общественно-политической жизни края.
Но нравится правда далеко не всем. После критических публикаций появляются судебные иски, разбирательства длятся месяцами, а то и годами, отнимая у журналистов время и силы. Самое тревожное, что претензии к изданию зачастую предъявляют чиновники, деятельность которых должна быть абсолютно прозрачна для общества.
Но власть действует не только подобными методами — она продолжает душить свободную прессу экономически. В то время, как редакции “ручных” СМИ получают многомиллионные дотации, за счёт которых не только окупают свои расходы, но и бесплатно раздают едва ли не все свои тиражи населению, “Красноярский рабочий” вынужден влачить жалкое существование, не получая поддержки от власти.
Мы, читатели “КР”, стараемся найти выход из этой абсолютно неприемлемой ситуации. Обращения и жалобы направлялись едва ли не во все инстанции края и страны, однако ответы приходили однотипные — разберёмся.
Мы стали инвестировать, то есть, перечислять деньги на выпуск “Красноярского рабочего”. Но Фонд поддержки газеты, хоть и пополняется, не может пока обеспечить всех потребностей редакции. К тому же, средства перечисляют и приносят, как правило, рядовые, малоимущие граждане, а богатые остаются в стороне, будто их это совсем не касается.
Лично я не могу понять, за что так называемая красноярская элита не любит “КР”. Один из эпизодов не просто удивил, а потряс до глубины души. Мой хороший знакомый попытался попасть на приём к главе Красноярска, но когда чиновник, ведающий записью, узнал, что проситель сотрудничает с “Красноярским рабочим”, он заявил, что ничего общего не желает иметь с жёлтой прессой. И с удивлением спросил, почему нас ещё не всех пересадили.
В своём послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин чётко дал всем понять, что пора просыпаться и браться за работу. Хочется надеяться, что это услышала и краевая элита. И она должна осознать, что без свободного обмена мнениями через прессу кардинальных изменений добиться не получится.
Увы, государственные и муниципальные СМИ учитывают только точку зрения представителей власти, они просто боятся публиковать письма простых людей, предпринимателей. Выходит, что слова о гражданском обществе остаются только словами. Пора бы это осознать и властям, и представителям бизнеса, которые могут повлиять на позицию депутатов и чиновников.
И те, и другие в силах решить проблемы “Красноярского рабочего”. А если не хотят и не могут — им просто надо уйти в отставку, освободив места для более достойных руководителей.
…Так вот, я обратился к губернатору и председателю краевого правительства, обозначив свою позицию и приложив к заявлению список читателей, которых можно назвать инвесторами независимого “КР” — именно они дают редакции пусть небольшую, но всё же финансовую подпитку.
Реакцию на обращение дождался не от главы края и не от председателя правительства, а от заместителя губернатора Василия Нелюбина. И она очень озадачила, поскольку на поставленные вопросы ответов нет, мне прислали просто издевательскую отписку. Видимо, этот товарищ газет совсем не читает.
Если можно, опубликуйте и прокомментируйте эту бумагу.
Василий РОГОВОЙ.
Газета приватизирована. И точка
Роговому В. П.
О газете “Красноярский рабочий”
Уважаемый Василий Петрович!
На ваше обращение в адрес губернатора Красноярского края А. В. Усса и первого заместителя губернатора Красноярского края — председателя правительства Красноярского края Ю. А. Лапшина о газете “Красноярский рабочий” сообщаю следующее.
“Красноярский рабочий” — старейшее издание Красноярского края, заслуга и роль которого в новейшей истории региона оценены по достоинству: газета является лауреатом общероссийских и национальных конкурсов, её именем назван один из главных проспектов Красноярска.
При этом обращаю ваше внимание на то, что в 1998 году газета была приватизирована и на данный момент является негосударственной организацией, учредителем которой выступает общество с ограниченной ответственностью “Редакция газеты “Красноярский рабочий”.
В соответствии с законом Красноярского края от 27.12.2005 года № 17-4366 “Об экономической поддержке средств массовой информации” (далее — закон) мерами экономической поддержки негосударственных средств массовой информации являются:
— закупка товар, работ и услуг в целях производства и распространения социально значимых для населения края материалов, которая осуществляется в рамках действующего законодательства, путём проведения конкурентных процедур в соответствии с Федеральным законом от 5.04.2013 года № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, участвовать в которых “Красноярский рабочий” может на общих основаниях;
— предоставление средств в форме субсидий на возмещение юридическим лицам, являющимся издателями или редакциями средств массовой информации, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории края, затрат, связанных с производством и распространением социально значимых для населения Красноярского края материалов.
Необходимо отметить, что в 2018 году “Красноярский рабочий” получил из краевого бюджета субсидию в размере 1 000 000 (один миллион) рублей на возмещение затрат, связанных с производством и распространением социально значимых для населения края материалов. Иных форм поддержки негосударственных средств массовой информации закон не предусматривает.
В. В. НЕЛЮБИН.
Власть отсекает неугодных
Комментарий главного редактора — директора ООО “Редакция газеты “Красноярский рабочий” Владимира ПАВЛОВСКОГО:
— Позиция Нелюбина, проработавшего, кстати в “Красноярском рабочем” то ли 6, то ли 7 лет, совершенно не меняется. Подобные отписки он присылал и другим читателям.
Всё — будто под копирку. Даже явных ошибок, которые есть в тексте, нынешний заместитель губернатора, а в недавнем прошлом — председатель краевого Союза журналистов, не исправляет. Может, не читает то, что подписывает?
Краевая элита должна осознать, что без свободного обмена мнениями через прессу кардинальных изменений добиться не получится.
Уж не ему ли знать, что газета не может являться организацией. Это всего лишь носитель информации. Нелюбину, как и двум его непосредственным начальникам — Уссу и Пономаренко, наверняка хочется превратить СМИ в средства массовой агитации и пропаганды, как это было в советские времена.
Писал бы “Красноярский рабочий” взахлёб об успехах власти, беря пример с придворных газет, чиновники бы его наверняка поддерживали. А коль смеет своё суждение иметь, да ещё и читательской трибуной стал, — зачем он им такой нужен? Хотя заслуги вроде как и признают, не решаются только признаться, что “КР” является ещё и одним из символом края, как бы кто к этому ни относился.
Тиражирует Нелюбин и миф о приватизации газеты в далёком уже 1998 году. Хотя законы, по которым проходила приватизация, чиновник такого высокого ранга должен бы знать.
Напомню, что краевая власть в лице тогдашнего губернатора Александра Хлопонина добровольно отказалась от “Красноярского рабочего”, выйдя из состава учредителей газеты. С тех пор издаётся абсолютно лояльный чиновникам и депутатам “Наш Красноярский край”, созданию которого приложил руку и Усс.
Говоря о миллионе, который в 2018 году получила наша редакция в виде государственной субсидии, замгубернатора опять пытается навести тень на плетень. Это ведь не личные деньги Нелюбина, а бюджетные. Бюджет же формируется, в том числе, и за счёт налоговых поступлений от редакции “Красноярского рабочего”. И попрекать общими деньгами как-то не очень красиво.
В ответе чиновника упоминается краевой закон об экономической поддержке негосударственных СМИ. Было бы честней признать, что усилиями крючкотворов из “серого дома” он перестаёт работать.
В 2019 году из печатных изданий эту самую поддержку получают лишь ООО “АиФ на Енисее”, ООО “Комсомольская правда в Красноярске” и ООО “Бизнес информация копирайтинг”, выпускающее раздаваемую бесплатно на остановках “Сегодняшнюю газету”.
Почему нет в этом списке “Красноярского рабочего” или “Красноярской газеты”, Нелюбин знает прекрасно. Не без его участия были составлены такие условия конкурса на получение субсидий, которые краевые независимые СМИ выполнить просто не могут.
Не секрет, что тиражи газет все последние годы падают. Казалось бы, и краевая власть должна это учитывать, более того — стараться поддерживать прессу. Но вместо этого придумываются искусственные преграды. Одним из условий господдержки печатных СМИ в 2019 году стал тираж издания не менее 12 тысяч экземпляров. Годом раньше минимум составлял 10 тысяч.
Для чего повысили его при существующем, даже нарастающем кризисе на медийном рынке? С одной единственной целью — чтобы отсечь неугодных. Этими неугодными как раз и являются “Красноярский рабочий” и “Красноярская газета”.
Вслед за краевой властью исполнила негласное указание не помогать вольной прессе и мэрия Красноярска. Каждый год редакция “КР” получала из городского бюджета несколько сотен тысяч рублей — не напрямую, а через посредническую структуру, называемую оператором.
Нынче власть сменила многолетнего посредника, отдав его функции редакции муниципальной газеты “Городские новости”. А та нам заявила: денег не хватает. Не хватает ровно на “Красноярский рабочий”.
Кстати, действиями городских чиновников пора бы заинтересоваться антимонопольщикам. Вы ещё не забыли про 12-тысячный барьер, установленный краевыми властями перед газетами, которые хотели бы получить положенную по закону поддержку? В мэрии эту планку не только не понижают, а даже повышают.
Например, департамент муниципального имущества и земельных отношений ежегодно направляет в редакции запрос о предоставлении ценовой информации. Говоря простым языком, ему нужно размещать информационные сообщения в общественно-политическом печатном издании. На платной, естественно, основе.
Но чтобы, опять же, отсечь неугодных, выставляется условие: тираж газеты должен быть не менее 30 000 (тридцати тысяч!) экземпляров. Таких изданий в России-то не много, а Красноярском крае только два — “Городские новости” и “Наш Красноярский край”.
Реальные подписные тиражи, оформленные через почту, у них в совокупности меньше красрабовских. Но помогает бесплатное — за счёт бюджета — распространение.
Думаю, не только департамент муниципального имущества, рассылает такие запросы. И не только от него бегут бюджетные ручейки в редакции официальных изданий, и без того избалованных деньгами.
Но что до этого Уссу, Пономаренко, Нелюбину? Для них, считающих, что они пришли царствовать вечно, настанет великое счастье, когда исчезнут и “Красноярский рабочий”, и “Красноярская газета”.
Пока держимся. Но долго ли продлится это “пока”?
Источник: “Красноярский рабочий”