EN

Предложения АНРИ для участников парламентских слушаний «Печатная пресса в России: проблемы и перспективы» в Госдуме

В медийных предприятиях, где основным продуктом является продукт бумажный, расходы на полиграфию на втором месте после фонда заработной платы (ФЗП), и составляют в среднем 15-20% от всех затрат. Разумеется, любой рост этой статьи - серьезное испытание для экономики предприятия.

В 2018 году цены на газетную бумагу выросли на 15%. Сегодня для региональных издателей, в среднем, стоимость тонны газетной бумаги составляет приближается к отметке в 35 000 рублей без НДС. Но есть регионы, например, Астрахань, где стоимость бумаги уже более 43 000 рублей (с НДС)

Однако, это еще не предел. В текущем году цена на газетную бумагу в России вырастет не менее чем на 10%, а в некоторых регионах, мы уже фиксируем рост типографских услуг выше этого показателя.

Этот рост негативно отражается на рынке печати, который и без того на протяжении последних пяти лет переживает кризис.

Связан он не с проблемами бумажной отрасли, скорее наоборот, – с удачной конъюнктурой на внешнем рынке, с которого ушла дешевая бумага из Китая.  Значительная часть производимой отечественной бумаги пошла на экспорт. Мировые цены на газетную бумагу (более чем 45 000 рублей за тонну) провоцируют дальнейшее увеличение ее стоимости внутри страны

Вот, например, как формулирует свои намерения в отношении стоимости бумаги для отечественных потребителей АО «Соликамскбумпром». Право повышения стоимости на выпускаемую газетную бумагу производитель оставляет за собой «в случае значительного роста издержек производства по отношению к планируемому уровню инфляции». Это из письма о повышении на 2019 г. То есть, никаких гарантий и понятных горизонтов цен.

Издатели же, формирующие стоимость подписки загодя, фактически сталкиваются с ползущим ростом цен задним числом, когда подписанная кампания уже завершена и изменить стоимость подписки невозможно. В текущем первом полугодии многие работают с заниженной и даже отрицательной рентабельностью.

Но и наращивание розничной цены невыход. 

Повышение розницы приведет к очередному падению тиражей, которые и так сократились к прошлому году в среднем на 15%. Основная аудитория местных изданий – жители городов и сел с небольшим доходом – все чаще отказываются от газет. Не по карману.

В результате страдают читатели. В то время как государство пытается всеми силами поддерживать чтение, происходит фактическое уничтожение газетно-журнальной отрасли.

Мы обращаем внимание на то, что производителей бумаги в нашей стране немного, они известны, и фактически решить вопрос цен можно путем прямых переговоров государства с владельцами бизнеса. Как это происходит в других сферах естественных монополий. 

А уже в этом диалоге, в котором мы готовы участвовать, следует найти оперативные решения - от жесткой привязки конечной стоимости бумаги на внутреннем рынке к текущему уровню инфляции до замораживания цен, по крайней мере в рамках календаря подписных кампаний. 

Это необходимо сделать как можно быстрее, так как долго работать на грани рентабельности региональные издатели не смогут. К сожалению, ростом цен на бумагу проблемы не ограничиваются. Растут цены на услуги «Почты России», на магистральные перевозки тиражей, появляются новые фискальные требования, экологический налог, утилизационный сбор, наконец к издательскому делу, несущему в себе понятный социальный смысл, разнообразные контрольные органы подходят зачастую с той же карательной мерой, что и к другим гораздо более рентабельным бизнесам.

Конкретный пример: в феврале 2019 года газету «КВУ» из города Шахты (Ростовская область) местная трудовая инспекция оштрафовала на сумму в 175 000 рублей за отсутствие паспортов рабочих мест. При этом инспектора не приняли к сведению, что еще в 2018 году газета заключила договор на проведение паспортизации и даже внесла предоплату, но(!) в городе Шахты только одна лицензированная организация, которая может паспортизацию провести, и к ним стоит очередь. Редакция просто не успела получить паспорта к началу года, но приди инспекция с проверкой не в феврале, а в апреле, она бы эти паспорта уже увидела. Можно было обойтись предупреждением? Но выписаны штрафы, а что такое 175 000 рублей для региональной газеты, с зарплатами в 15 000 – 20 000 рублей? Это ФЗП месяца, а то и двух работы редакции. И к слову, зарплаты во многих регионах не индексируются с 2016 года.

Часто приходится слышать: раз бумага, в широком смысле, вам не по карману, идите в цифру, трансформируйтесь в онлайн медиа. Но кто-нибудь задавал себе вопрос, а на какие средства сводящее концы с концами региональное издание, у которого часто на покупку нового компьютера нет денег, должно эту трансформацию осуществить? Особенно если это СМИ не финансируется муниципальными или областными властями? 

Есть федеральные деньги те, что распределят сегодня по конкурсу Роспечать. Многим региональным газетам они помогают выживать, но их направление целевое и потратить этот грант на технические задачи нельзя.

При этом, не так давно при принятии закона о «фейковых новостях» из-под него были выведены традиционные СМИ. Это говорит о доверии государства к уровню журналистики в них. И по идее, эту качественную журналистику надо переупаковывать в цифру, переносить в новые медиа, помогая техническому перевооружению региональных редакций.

Нужна федеральная программа технической модернизации региональных СМИ.

 Хотя бы льготная программа кредитования в одном из банков с государственном участием, потому что многие издатели готовы частично, путем получения кредита финансировать техническое перевооружение редакций.

При необходимости АНРИ готов войти в рабочую группу по разработке такой программы.