EN

Исследование: Профессия журналиста в России – уважаемая

Фонд «Медиастандарт» и исследовательская группа ЦИРКОН опубликовали социологическое исследование «Образ журналиста в массовом сознании россиян». Результаты этой работы отражают представления жителей России о профессии журналиста, его социальных ролях в обществе и личных качествах. В исследовании приняли участие 1604 человека.

Один из ключевых вопросов исследования – доверие к журналистам, уважение к их профессии и оценка ее роли в жизни общества.

Результаты опроса показывают, что россияне воспринимают СМИ прежде всего как институт гражданского общества. 82% респондентов считают, что за результаты своей работы журналист несет ответственность перед всем обществом. Причем это мнение доминирует во всех возрастных и социальных группах. Следующий по популярности вариант – ответственность лишь перед аудиторией своего СМИ – набрал 35%.

При этом жители России благосклоннее относятся к самим журналистам, чем к результатам работы института массовой информации. Профессия журналиста «скорее пользуется уважением» у большинства россиян: так считают 65% респондентов (противоположного мнения придерживаются 15%). При этом уважение к профессии не конвертируется целиком в доверие к результатам работы. Положительный вклад журналистов в развитие страны отмечает 41% респондентов (отрицательный — 12%), еще 30% считают, что они ни на что серьезно не влияют. В целом доверяют журналистам уже 37% респондентов (противоположного мнения – 24%) и почти столько же – 35% – доверяют выборочно. На вопрос о доверии к самим СМИ россияне отвечают скорее отрицательно: 50% привыкли «скорее не доверять» большинству сообщений, выпускаемых журналистами. Полностью доверяют СМИ лишь 17% россиян.

Команды проекта также изучила доверие россиян к разным каналам получения информации. Во время опроса респонденты должны были отметить три источника общественно-политических новостей, которым они доверяют сильнее всего. Лидером стали информационные программы на государственном телевидении – 63%. Новости от разных источников в Интернете отметили 44% респондентов, от частных СМИ – 14%, иностранные медиа – 4%. При этом сообщения в социальных сетях входят в топ-3 вызывающих доверие источников для 15% россиян, видео с YouTube – для 12%, а каналы в Telegram – для 4%.

Журналист – какой он?

В целом, на основании ответов респондентов, образ российского журналиста в массовой аудитории выглядит достаточно симпатично. Представителям этой  профессии в глазах большей части публики свойственны: смелость, чувство юмора,  упорство, самоотверженность и даже честность. Эти качества отметили более 50%  респондентов. Единственное отрицательное качество, которое приписывает  журналистам большая часть опрошенных – наглость и назойливость.

Соловьев, Дудь и Быков

Каждому респонденту было предложено в свободной форме назвать наиболее авторитетных для них журналистов по типам медиа: телевидение, интернет, радио и пресса. Большая часть участников опроса – 51% – затруднилась назвать таких журналистов. Оставшиеся назвали наиболее авторитетным теле- и радиожурналистом Владимира Соловьева («Россия-1», «Вести ФМ», 11,1%), интернет-журналистом – Юрия Дудя (канал «вДудь» на YouTube, Sports.ru, 0,7%), журналистом печатного СМИ – Дмитрия Быкова («Новая газета», 0,2%). Узнаваемость журналистов за пределами телевидения оказалась невысокой, поэтому в основном россияне называли телеведущих. В первую тройку кроме Соловьева вошли Андрей Малахов («Россия-1», 8,2%) и Владимир Познер («Первый канал», 7,2%). Отметим, что сами российские журналисты в ходе массового опроса, проведенного группой ЦИРКОН и фондом «Медиастандарт» в конце 2016 г., отдали предпочтение Владимиру Познеру (20%) и Леониду Парфенову (16%).

Факты, а не активизм

Россияне ждут от журналистов, прежде всего, фактов (65% респондентов считают это важным), объяснения событий (43%) и проверки деятельности чиновников (33%). С наименьшим одобрением жители России относятся к активизму журналистов (считают важным лишь 18%), пропаганде (11%) и функции шоумена (9%). От журналистов требуется, в первую очередь, наличие творческого таланта и грамотного русского языка, а также соблюдение этических норм и правил поведения, действующих в профессиональном журналистском сообществе – эти варианты отметили по 90% респондентов. Необязательными требованиями к журналистам россияне считают наличие профильного образования (неважно для 69% респондентов) и членство в профессиональных ассоциациях (81%).

Разница поколений наиболее ярко прослеживается в интересе к общественно-политическому контенту. Если среди респондентов старшей возрастной группы (свыше 60 лет) такие новости интересны 77%, то среди молодых людей (18–25 лет) лишь чуть более чем трети. Молодые люди в наименьшей степени по сравнению с другими группами доверяют новостям по телевизору (46%) и значительно сильнее других верят в целом контенту СМИ в интернете (44%). Например, о доверии «Яндекс Новостям» заявили 33% молодых россиян (всех возрастов – 17%), сообщениям в социальных сетях – 26% (15%), видео с YouTube – 31% (12%), каналам в Telegram – 12% (4%).