EN

Газеты подружились с Интернетом

Новая цифровая реальность, меняющаяся новыми цифровыми темпами, ощутимо влияет на медиаиндустрию: по мнению экспертов, ни одна отрасль не меняется столь же быстро, при этом даже традиционные “бумажные” СМИ успешно отвечают вызовам времени.

– Единственный выход для прессы – становиться мультиплатформенной: мономедийным СМИ сейчас не выжить. При этом наличие среди платформ “бумаги” превращается в неоспоримое преимущество, – отметил на отраслевой конференции издателей в Екатеринбурге заместитель генерального директора “Российской газеты” Евгений Абов.

Исполнительный директор Союза предприятий печатной индустрии Елена Шитикова вторит коллеге: “Традиционным СМИ нужно становиться нетрадиционными”. “Мета-медиа” сегодняшнего дня требуются блоги, подкасты, видео, мессенджеры и так далее, чтобы соответствовать изменившемуся поведению потребителей информации: если раньше им хватало полутора десятков каналов, то сейчас они используют сотни из тысяч доступных. Большинство из них базируется в Глобальной сети.

– В 2018 году Интернет впервые станет “королем горы”, – констатирует Шитикова, – это крупнейшее медиа на планете займет, как ожидается, 42,9 процента рынка.

Предчувствуя наступление интернет-эры, Билл Гейтс в конце прошлого века предрекал, что все СМИ на бумажных носителях прекратят существование к 2017 году. Однако на дворе 2018-й, а газеты и журналы по-прежнему востребованы. Андреас Зетцепфандт, заместитель гендиректора издательского дома “Бурда”, считает, что “бумага” имеет неоспоримые преимущества, способствующие выживанию, прежде всего это тщательный отбор информации, обеспечивающий качество и эксклюзивность контента.

Однако до недавних пор довольно мрачную картину будущего прессы рисовали эксперты рекламного рынка. По сведениям Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2016-м рекламные доходы печатных СМИ упали на 15 процентов и прогнозировалось дальнейшее их снижение.

– По данным АКАР, доля прессы в медиамиксе сегодня ниже четырех процентов (всего несколько лет назад этот показатель составлял 16-25 процентов). В чем причина такого резкого падения, которое основные участники рынка почему-то не почувствовали? Увы, она, в большинстве своем, рукотворная, – оспаривает выводы аналитиков Елена Шитикова. – Для оценки объема рынка одиннадцать крупных издательских домов сложили свои бюджеты, и цифры опровергли данные о падении. Ведь деньги издательских домов не только в прессе – они в онлайне, ивентах и так далее. Так что печать остается эффективным рекламоносителем. Нам нужно только научиться правильно оценивать рекламную отдачу – примерно так же, как в Интернете учитывают каждый просмотр баннера.

Печать остается эффективным рекламоносителем. Нужно только научиться правильно оценивать рекламную отдачу – примерно так же, как в Интернете учитывают каждый просмотр баннера

По согласованию с ключевыми рекламными агентствами и издательскими домами АКАР изменила систему подсчета – и сокращение рекламных объемов печатных медиа заметно уменьшилось. Так, у топ-20 газет России в 2017-м оно составило всего два процента, у топ-20 журналов – три. Методика будет совершенствоваться и далее, совместно с издателями сейчас разрабатываются способы мониторинга и оценки нативной (естественной) рекламы, которая в некоторых изданиях может достигать 20-30 процентов.

Современные тренды развития печати – это появление платного, а также брендированного, то есть пользующегося высоким уровнем доверия, контента, использование новых источников дохода – таких, например, как ивенты (маркетинговые мероприятия) или клубные модели.

– Нужно выстраивать горизонтальные коммуникации с читателем, – уверена Шитикова.

По мнению экспертов, у печатных СМИ есть главный ресурс, на который в сегодняшних условиях можно и нужно делать ставку, – доверие читателей. Их привлекает то, чем отличается качественная пресса: тщательным отбором фактов, проверенной информацией, обеспечением доступа к экспертным оценкам и мнениям, высоким качеством контента и авторской, расследовательской журналистикой. А возвращение читателей обеспечит и интерес рекламодателей.

Тем временем

Компании, занимающиеся распространением прессы, тоже ищут новые форматы работы. В Нижнем Тагиле с этого года работает первый на Урале павильон по продаже периодики. Уличный мини-магазин расположен на бойком месте – на перекрестке напротив железнодорожного вокзала.- Ассортимент остался тот же, что и в обычном киоске, но комфорта для покупателей прибавилось. Невзирая на мороз, ветер и дождь, они могут полистать и выбрать печатную продукцию. Трафик, безусловно, вырос, но о прибыли пока говорить рано, – рассказала корреспонденту “РГ” управляющая компании Алла Ермолина.На эксперимент уральские распространители пошли, познакомившись с опытом Новосибирска, где печатные павильоны работают уже давно, причем в формате самообслуживания. Трафик за год утроился, но сибиряки, в отличие от тагильчан, получили право торговать сигаретами, что положительно сказалось на прибыли. Зато уральцы применили другой коммерческий ход: на крыше у входа в павильон запустили бегущую строку и стали зарабатывать на рекламе соседних магазинов, при этом не забывая пожелать землякам удачного дня.

Источник: “Российская газета”