EN

Что общего у «экстремизма» и сексуальных преступлений

Что общего у «экстремизма» и сексуальных преступлений. «Новая газета» проанализировала 60 тысяч приговоров и нашла ответ.

Депутаты Госдумы Алексей Журавлев и Сергей Шаргунов внесли законопроект, который исключает уголовную ответственность за репосты в социальных сетях. Они считают нужным убрать из статьи Уголовного кодекса о «возбуждении ненависти либо вражды» излишне репрессивный уклон. Журавлев и Шаргунов подчеркивают правовую неопределенность понятий «ненависть», «вражда», «социальная группа», а также субъективность экспертиз, на основании которых выносят приговоры с реальными сроками. При этом, как выяснил дата-отдел «Новой газеты», российские суды стыдливо умалчивают информацию по делам «об экстремизме». В общедоступных документах они тщательно вычеркивают именно те фрагменты, которые позволяют понять, в чем именно был «экстремизм». Собрав статистику по 60 тысячам судебных вердиктов, мы установили, что открытость судебных решений об «экстремизме» находится на уровне решений по делам о сексуальных преступлениях. Во втором случае действительно есть что скрывать от любопытной общественности: закон защищает жертв. А что можно скрывать в делах об «экстремистских» действиях или «возбуждении ненависти»? Вопросы безопасности государства — или смехотворность обвинений?

Подробнее.

Глубже разобраться в вопросе можно на вебинаре АНРИ – «Что можно, то можно, а больше нельзя: что нужно знать журналисту о противодействии экстремизму».

Эксперт Информационно-аналитического центра «Сова» Мария Кравченко расскажет, какой контент рассматривается в России как злоупотребление свободой слова и как журналисту свести к минимуму риск преследования по «экстремистским» статьям, например, за выражение мнения в авторской колонке, комментарий или картинку в сети:

  • Что такое «экстремистская деятельность», «экстремистская организация», «экстремистские материалы», «экстремистская символика»
  • Какие типы публикаций могут повлечь уголовную или административную ответственность (hate-speech, призывы к экстремистской деятельности и сепаратизму, оправдание терроризма, «реабилитация нацизма», оскорбление религиозных чувств верующих, демонстрация запрещенной символики, распространение запрещенных материалов)
  • Федеральный список запрещенных материалов, списки экстремистских и террористических организаций
  • Возбуждение ненависти к социальной группе: ноу-хау в правоприменительной практике
  • Несет ли редакция СМИ ответственность за «комментарии ненависти»?
  • Запрещено ли цитирование запрещенных материалов?
  • «Длящееся нарушение», или почему наказывают за старые публикации в сети?
  • Блокировка информации в сети: судебные и внесудебные механизмы
  • Санкции в отношении СМИ за нарушение антиэкстремистских норм.

Участие бесплатное, необходимо зарегистрироваться.