EN

​Юридическая безопасность СМИ при работе
с данными о «частной жизни»

Какие сведения относятся к «частной жизни» человека, когда можно не спрашивать согласия на их публикацию, каковы границы частной жизни публичных людей и что такое «ожидаемый уровень приватности» − объясняем в Карточках АНРИ.

Карточки подготовлены по материалам вебинара старшего юриста Центра защиты прав СМИ* Светланы Кузевановой, проведенного в рамках проекта Альянса независимых региональных издателей (АНРИ) с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

*Центр защиты прав СМИ признан в России организацией, выполняющей функции иностранного агента.

​1.

Что такое «частная жизнь»?

Законодательство РФ не содержит четкого определения понятия «частной жизни», однако в Конституции РФ говорится, что у любого человека есть право на частную жизнь, личную и семейную тайну, и такие данные могут быть распространены только с его согласия (ст. 23-24 Конституции РФ). Сведения о частной жизни, как и персональные данные, относятся к конфиденциальной информации, а значит, доступ к ним ограничен.

Однако журналисты могут публиковать в СМИ сведения о частной жизни при соблюдении определенных условий.

Сведения о частной жизни и персональные данные – разные юридические понятия, однако границы между ними бывают не совсем различимы из-за отсутствия четких определений.

Персональные данные (ПД) − это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к физическому лицу, с помощью которой он может быть идентифицирован. Закрытого перечня таких данных не существует – к ним относят любые сведения, по которым возможно идентифицировать человека: ФИО, паспортные данные, ИНН, СНИЛС, место работы и должность, сведения об образовании, имуществе и здоровье, семейное и социальное положение, а также изображение человека вкупе с другими данными. Подробнее - в других карточках АНРИ.

Частная жизнь, согласно ст. 152.2 ГК РФ, − это любая информация о частной жизни человека, включая сведения о его происхождении, месте пребывания или жительства, личной и семейной жизни. В юридической практике под частной жизнью понимают такие личные сведения, которые человек сам стремится оставить в тайне, принимая меры к соблюдению «режима конфиденциальности». Например, это может быть информация о браке, детях – с одной стороны, такие сведения относятся к персональным данным, с другой, если человек их не афиширует, – к сведениям о частной жизни.

Закон также защищает частную жизнь умершего – таким правом могут воспользоваться его дети, родители или супруг (п. 5 ст. 152.2 ГК РФ).

​​2.

Как корректно распространять сведения о частной жизни?

По общему правилу, сведения о частной жизни человека могут быть собраны и опубликованы только с его согласия (ч. 5. Ст. 49 Закона о СМИ и ст. 152.2 ГК РФ). Однако в Гражданском кодексе РФ (ст. 152.2 ГК РФ) и Законе о СМИ содержатся условия, позволяющие журналисту свободно собирать, хранить и распространять личные данные гражданина:

- при наличии государственных, общественных и иных публичных интересов;

- в случаях, когда информация о частной жизни физического лица ранее стала общедоступной (например, сведения о браке, раскрытые в опубликованной декларации);

- если личная информация раскрыта самим гражданином или по его воле (например, в другом журналистском материале, социальной сети, оглашена подсудимым на открытом судебном процессе).

На практике сведения о совершенном правонарушении не относят к частной жизни человека, однако законодательно это не закреплено (п. 7 Определения Конституционного суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой от 14 июля 1998 г. №86-0) – «преступное деяние не относится к сфере частной жизни лица, сведения о которой не допускается собирать, хранить, использовать и распространять без его согласия, а потому проведение таких оперативно - розыскных мероприятий не может рассматриваться как нарушение конституционных прав, предусмотренных статьей 24 Конституции Российской Федерации».

​3.

Что такое «государственный», «общественный» и «иной публичный интерес»?

- Государственный интерес: в п.44 Постановления Пленума ВС РФ №25 говорится, что согласие на использование фотографии гражданина не требуется, если публикация необходима в целях защиты правопорядка и государственной безопасности (например, в связи с розыском граждан, в том числе пропавших без вести либо являющихся участниками или очевидцами правонарушения).

- Публичный интерес, согласно тому же пункту Постановления, позволяет публиковать изображение человека без его согласия, «если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым». Не следует подменять публичный интерес обывательским любопытством: раскрываемые личные данные либо должны иметь прямое отношение к профессиональной или общественной деятельности публичного лица, либо быть обусловлены очевидным общественным интересом.

- «Общественный интерес» не имеет четкого юридического толкования, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 г. №16 «О практике применения судами закона «О СМИ» относит к общественным интересам потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

Для суда общественный интерес часто ограничивается глобальными понятиями (суверенитет государства, здоровье общества, безопасность, нравственные вопросы), поэтому в случае судебного разбирательства редакции нужно быть готовой суметь обосновать, каким образом частная информация послужила интересам общества.

​​4.

Существует ли частная жизнь в общественных местах?

У юристов нет однозначного мнения на этот счет. По общему правилу, «общественными» считаются места с неограниченным доступом, в которых может находиться неопределенный круг лиц. Подлежат ли конфиденциальной защите действия, которые являются элементами «частной жизни», но совершаются в публичном месте? Для ответа на этот вопрос международная юридическая практика выработала принцип «ожидаемого уровня приватности». Речь идет о моделях поведения и конкретном местоположении человека, находящегося в общественном месте: если он стремится скрыться или находится в закрытом от общих взглядов месте (кабинка для переодевания, баня, общественный туалет или даже затемненные столики в кафе) – значит, он ожидает определенного уровня приватности в этот момент.

​​​5.

Медицинские сведения относятся к частной жизни?

Сведения о состоянии здоровья человека и перенесенных им медицинских процедурах являются врачебной тайной. СМИ не несут ответственности за разглашение врачебной тайны (за это отвечает медперсонал), однако суд может квалифицировать распространение таких сведений без строгой мотивировки как вторжение в частную жизнь человека.

Информация о здоровье высших должностных лиц государства не относится к врачебной тайне, и ее можно распространять без согласия человека (ст. 7 Закона «О государственной тайне»).

​​​​6.

Какую ответственность несет СМИ за распространение сведений о частной жизни?

Претензию к СМИ о вторжении в частную жизнь может предъявить только сам человек в судебном порядке. Если суд установит нарушение, он может потребовать удаления информации и назначить компенсацию морального вреда.