EN

Рынок периодической печати

Роспечать опубликовала ежегодный отраслевой доклад «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2017 году». В нем использованы аналитические материалы, экспертные оценки и выводы о состоянии рынка прессы и перспективах развития, подготовленные профильными ведомствами и общественными организациями, в том числе Альянсом независимых региональных издателей (АНРИ).

Мировая издательская практика показывает, что главной проблемой современного рынка печатных СМИ является не падение доходов от проданных тиражей и рекламы в них, а нежелание участников этого рынка должным образом заниматься инновациями. Об этом Всемирной газетной и новостной ассоциации WAN-IFRA заявили 26% респондентов (опрос охватил 1800 главных редакторов, коммерческих директоров и других топ-менеджеров). Ещё 24% отметили, что у печатных СМИ существуют проблемы с бизнес-моделью, и лишь на третьем месте в списке рисков для печатной периодики (15%) оказалась жесткая конкурентная среда. Кроме того, из опроса следует, что активно развивается тенденция к поиску нестандартных источников дохода - более 70% респондентов заявили о своих расчётах зарабатывать не только на рекламе и продаже контента, но и иными способами.

Российские издатели уверены, что газеты, журналы, телевидение и книги сегодня конкурируют уже не между собой, а с Интернетом.

«Неважно, что газета потеряет свою печатную форму. Самое главное - её содержание», – заявил генеральный директор «Алтапресс», президент АНРИ Юрий Пургин. «Все крупные печатные СМИ со временем становятся мультимедийными и следуют за потребителем в интернет. Даже интернет-версии районных газет уже переросли эпоху дублей – теперь это самостоятельные издания. Они обладают достаточно большими возможностями, в том числе, позволяют конкурировать на местном уровне с социальными сетями».

Подробнее о переходе "от буквы к цифре" читайте в книге Ю.П. Пургина "Стратегия неизбежного перехода. Медиадом и управляемые трансформации печатных СМИ".


*Книга доступна участникам АНРИ, зарегистрированным на сайте.

Издатели отмечают, что в 2017 году выросла доля доходов от digital-рекламы, активно развивались Telegram-каналы. При всех изменениях на рынке крупные газеты не отказываются от печатной версии изданий. Падение тиражей их издатели в современных условиях рассматривают как естественный и неизбежный процесс, поскольку доступность информационных потоков для населения выросла в разы. Но если даже тиражи крупных газет сократятся в два раза, их издание всё равно будет рентабельным, хотя цена вырастет и отдельно взятая успешная газета, скорее всего, станет неким полуэксклюзивным продуктом. Одним словом, полное закрытие принту не грозит, считают эксперты.

Издатели печатных СМИ сегодня активно ищут новые формы и способы монетизации контента. Тем, кто не достиг в этом деле успеха, приходится уходить с рынка и закрывать свои издания. Так, в 2017 году закрылись газеты «Челябинский рабочий», «Калининградская правда». Прекратила самостоятельное существование газета «Нижегородская правда». В июле перестали выходить в печатном виде «The Moscow Times» и старейшая газета Владимирской области «Призыв». Обанкротилась газета «Мой район. Санкт-Петербург», была закрыта газета «Мой район. Калининград» и т.д.

В то же время в некоторых регионах пресса чувствует себя на рынке хорошо. Например, в Краснодарском крае спрос на местную прессу растет, как и её тиражи. Причины успеха разные, но главная из них – нестандартный подход редакций к своему читателю и рекламодателю с учётом местных условий.

Председатель Союза журналистов Кубани, главный редактор газеты «Голос правды» (участник АНРИ) Диана Горбань так охарактеризовала секрет относительного благополучия своего издания:

«Наша газета выпускается в Красноармейском районе, который, с одной стороны, находится недалеко от краевого центра, а с другой – от крупного города – Славянска-на-Кубани. В таких условиях мы, помимо основной газеты, были вынуждены сделать вторую бесплатную. Только для того, чтобы держать рекламный рынок района в своих руках. «Голос правды» до подписчика сегодня тоже доставляет не «Почта России» – редакция взяла эту функцию в свои руки, что дало несомненные плюсы. Во-первых, все деньги сосредоточены теперь в редакции, а, во-вторых, газета стала попадать к подписчику вовремя. Кроме того, не надо бояться выпускать дополнительную печатную продукцию – календари, открытки и пр. Они дают пусть небольшой, но всегда стабильный доход».

В России привязанность людей к печатной прессе считается более высокой, особенно в глубинке и среди старших поколений, но доходы – ниже, чем в других развитых странах мира, поэтому люди рачительнее относятся к тратам. По словам гендиректора крупнейшего в Центральном чернозёмном районе России частного ИД «Свободная пресса» (участник АНРИ) Юрия Таранцова, в том числе выпускающего востребованную читателями межрегиональную газету общего спроса «Моё», не учитывать это нельзя.

Так, в ходе опроса читателей газеты «Моё», проведённого в декабре 2016 года, выяснилось, что 80% его участников готовы покупать данное издание по цене не более 20 руб. за экземпляр. При цене 25 руб. – таковых осталось 30%, а при цене 30 руб. – 6%. Другими словами, для абсолютного большинства читателей при цене 30 руб. за номер газета перестала существовать. Но этот факт проигнорировали воронежские магазины «Магнит», которые с января 2017 года стали продавать газету «Моё!» по 25 руб. за номер. В итоге, за 4 месяца реализуемый тираж одного номера издания рухнул в 2,5 раза - с 2500 экз. до 1100 экз. Юрий Таранцов считает, что тем самым подтвердилась очевидная истина – газетам надо быстрее осваивать интернет-пространство, как более дешевый и доступный способ распространения контента. При этом сохраняя печатную версию издания.

Читать весь доклад.